Дайте прочитать эти семь простых правил защиты от телефонных мошенников своим родственникам и знакомым (особенно пожилым):
1. Службе безопасности банка не требуется получать от клиента никакой дополнительной информации (у них она и так есть). Сотрудники банка в состоянии самостоятельно приостановить движение средств по карте, если транзакции им покажутся подозрительными.
2. Если вам по телефону представляются сотрудником банка или полицейским, всегда считайте, что общаетесь с мошенником (в 99,999% случаев это соответствует действительности).
3. Когда кто-то представляется вам сотрудником службы безопасности банка, смело кладите трубку и перезванивайте по номеру на банковской карте. Если вам действительно звонил представитель банка - вас соединят с ним.
4. Банк никогда не будет просить вас сделать что-то через банкомат. Настоящие сотрудники банка пригласят вас в свой ближайший офис. Если вас просят сходить к банкомату и совершить там какое-то действие - это мошенники.
5. Сотрудники полиции (и других силовых ведомств) никогда не привлекают граждан к оперативно-разыскным мероприятиям по телефону. Всегда организуется личная встреча.
6. Ни в коем случае никуда не переводите деньги, следуя рекомендациям по телефону. Не сообщайте собеседнику ни код из СМС, ни данные вашей карты. Попросить сообщить код может лишь сотрудник банка в офисе (в таком СМС будет указано, что код следует сообщить сотруднику банка).
7. Для оформления карт с повышенным кэшбэком, выгодных условия вклада и прочих заманчивых предложений не требуются личные данные, реквизиты банковской карты и сообщение кода из СМС. Если под предлогом оформления выгодных банковских продуктов у вас пытаются получить эти сведения - вы разговариваете с мошенниками.
Вот словосочетания, которые дают стопроцентную гарантию, что вы имеет дело со злоумышленником:
- "сотрудник центрального банка" - настоящие сотрудники центрального банка не имеют никаких дел с физическими лицами;
- "единый межбанковский счет" - такого не существует;
- "безопасный счет" - такого понятия не существует;
- "сотрудник полиции" - может только пригласить в отдел. Обсуждать и объяснять что-то по телефону настоящий полицейский не будет;
- "кто-то пытается оформить на вас кредит" - если не приглашают в отделение банка, значит, мошенники;
- "кто-то пытается украсть деньги с вашего счета" - это не ваша проблема, а проблема банка;
- "вам необходимо застраховать свой вклад, чтобы не допустить хищения ваших денег" - за сохранность вашего счета отвечает банк. Вам никаких дополнительных действий для этого совершать не нужно.