Найти тему

В Самару! "Гостиница для проезжающих" с дворцовыми фасадами, скидки для "духовных особ" и бузулукское землячество

В связи с превращением Самары в 1880-е годы в зерновую столицу и деловой центр Поволжья, наплыв гостей в город был немалым. Что, в свою очередь, способствовало становлению и развитию гостиничного дела.

Треугольная с выкружками "барочно-ренессансная" аттиковая стенка - шириной в треть фасада и высотой почти в этаж
Треугольная с выкружками "барочно-ренессансная" аттиковая стенка - шириной в треть фасада и высотой почти в этаж

Решив поучаствовать в перспективном бизнесе, самарский первой гильдии купец Николай Федорович Дунаев, владелец артезианских скважин, двух пивоваренных и одного водочного завода, приобрел в 1888-м году у самарского мещанина П.И. Иванова усадебное место на пересечении Троицкой (Галактионовской) и Предтеченской (Некрасовской) для строительства гостиницы.

Николай Федорович Дунаев. Гостиницу задумал, да не выстроил
Николай Федорович Дунаев. Гостиницу задумал, да не выстроил

Прилегающий к огромному Троицкому рынку район был самым подходящим местом - но, как известно, после запуска пивзавода Альфреда фон Вакано дела Дунаева пошатнулись. Николай Федорович некоторое время сдавал стоявшие на участке флигеля под квартиру и бакалейную лавку, а в 1902-м году продал усадьбу крестьянину Николаю Степановичу Жоголеву.

Изначально по центральным осям в уровне второго и третьего этажей были вывешены балконы
Изначально по центральным осям в уровне второго и третьего этажей были вывешены балконы

Бывший житель села Максимовка Бузулукского уезда, державший мануфактурную торговлю в селе Алексеевка и выстроивший две мельницы в Самаре, проект будущей гостиницы заказал своему земляку – уроженцу того же Бузулукского уезда, талантливому архитектору-«самородку» Георгию Мошкову

. Поскольку у Жоголева проблем с финансами не было, трехэтажное каменное с подвалом здание «Гостиницы для проезжающих В.Н. Жоголева» было выстроено меньше чем за год.

"Бузулукский самородок" архитектор Г.Н. Мошков
"Бузулукский самородок" архитектор Г.Н. Мошков

Внешний облик монументального трёхэтажного углового здания решен в необычном сочетании кирпичной эклектики с чертами неоренессанса. Более протяженный фасад по ул. Некрасовской имеет асимметричную шестичастную композицию, по Галактионовской – трехчастную. Композиционные части выделены массивными плоскими пилястрами, здание имеет «дворцовый» вид благодаря центральным частям, акцентированным широкими аттиковыми стенками с высоким треугольным щипцом. В поле щипца сгруппированы виде трифория слуховые окна с наличниками и сандриками с треугольной бровкой. Фланкируют фасады состоящие из пары парапетных столбиков и выкружки между ними угловые фигурные аттиковые стенки .

Криволинейные угловые аттиковые стенки "составлены" из парапетных столбиков и выкружки между ними.
Криволинейные угловые аттиковые стенки "составлены" из парапетных столбиков и выкружки между ними.

Горизонтальное членение фасадов выполнено межэтажными карнизами, имитирующими аркатурные пояса с сухариками, причем с каждым этажом их «богатство» нарастает: венчающий карниз выполнен многорядными напусками кирпича, и поддерживающая кровлю часть имеет вид ступенчатых кронштейнов с висячими лопатками-сталактитами .

"Для духовных особ и и х семейств скидка 20%"
"Для духовных особ и и х семейств скидка 20%"

Прямоугольные оконные проёмы первого этажа оформлены замковыми камнями и профилированными подоконными досками с сухариками. Сохранились первоначальные подставы для навески ставен. Оконные проёмы второго и третьего этажей с лучковыми перемычками оформлены кирпичными наличниками по типу вписанного в прямоугольник «брамантова окна», полочками-сандриками с висячими лопатками и бровками. Все выполненные из кирпича декоративные элементы выделены белым цветом на фоне светлой охры стен.

Завершения парапетных столбиков центрального аттика повторяют форму щипца, как и бровки на сандриках верхнего этажа. Сандрики второго этажа имеют традиционную круглую бровку в центре. Фото Н. Масловой
Завершения парапетных столбиков центрального аттика повторяют форму щипца, как и бровки на сандриках верхнего этажа. Сандрики второго этажа имеют традиционную круглую бровку в центре. Фото Н. Масловой

Управлял «Гостиницей для проезжающих» сын Н.С. Жоголева Василий. Насколько доходной оказалась новая недвижимость, неизвестно, так как гостиницы в Самаре начали расти как грибы после дождя, и на одной только Троицкой их появилось шесть. В качестве маркетингового хода В.Н. Жоголев, как видно из рекламного объявления, даже предлагал скидку 20% «для духовных особ и их семейств».

Дворовые фасады не оштукатурены, так что можно полюбоваться идеальной кирпичной кладкой .  Трехэтажный объем лестничной клетки во дворе  фланкирован по углам "утолщающимися" книзу   лопатками-контрфорсами.
Дворовые фасады не оштукатурены, так что можно полюбоваться идеальной кирпичной кладкой . Трехэтажный объем лестничной клетки во дворе фланкирован по углам "утолщающимися" книзу лопатками-контрфорсами.

Предложение настолько превысило спрос, что началась настоящая война за клиентов: хозяева платили процент извозчикам за каждого нового постояльца. Вероятно, по этой причине в августе 1913-го года Жоголевы гостиницу продали. Новыми собственниками дворового места со всеми строениями по нынешнему адресу Галактионовская,46 / Некрасовская,63 стали уже нам знакомые братья Петр и Иван Игнатьевичи Матвеевы – самарские «обувные короли», владельцы модного «модернового» особняка на Соборной и, кстати, тоже уроженцы Бузулука. Матвеевы владели так же соседним домом по Некрасовской, 61 – отданным в приданое за сестрой - и, кроме того, скупили почти все участки по Предтеченской в 51-м квартале.

-9

После революции здание гостиницы было у собственников изъято и национализировано. Бывшие «номера для проезжающих» превратились в коммунальные квартиры для самарского пролетариата. Верхние этажи сейчас по-прежнему остаются жилыми, первый этаж бывшей гостиницы занят многочисленными организациями.

Весь декор выполнен кирпичной кладкой с использованием точеного и фасонного кирпича
Весь декор выполнен кирпичной кладкой с использованием точеного и фасонного кирпича

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете