В связи с превращением Самары в 1880-е годы в зерновую столицу и деловой центр Поволжья, наплыв гостей в город был немалым. Что, в свою очередь, способствовало становлению и развитию гостиничного дела.
Решив поучаствовать в перспективном бизнесе, самарский первой гильдии купец Николай Федорович Дунаев, владелец артезианских скважин, двух пивоваренных и одного водочного завода, приобрел в 1888-м году у самарского мещанина П.И. Иванова усадебное место на пересечении Троицкой (Галактионовской) и Предтеченской (Некрасовской) для строительства гостиницы.
Прилегающий к огромному Троицкому рынку район был самым подходящим местом - но, как известно, после запуска пивзавода Альфреда фон Вакано дела Дунаева пошатнулись. Николай Федорович некоторое время сдавал стоявшие на участке флигеля под квартиру и бакалейную лавку, а в 1902-м году продал усадьбу крестьянину Николаю Степановичу Жоголеву.
Бывший житель села Максимовка Бузулукского уезда, державший мануфактурную торговлю в селе Алексеевка и выстроивший две мельницы в Самаре, проект будущей гостиницы заказал своему земляку – уроженцу того же Бузулукского уезда, талантливому архитектору-«самородку» Георгию Мошкову
. Поскольку у Жоголева проблем с финансами не было, трехэтажное каменное с подвалом здание «Гостиницы для проезжающих В.Н. Жоголева» было выстроено меньше чем за год.
Внешний облик монументального трёхэтажного углового здания решен в необычном сочетании кирпичной эклектики с чертами неоренессанса. Более протяженный фасад по ул. Некрасовской имеет асимметричную шестичастную композицию, по Галактионовской – трехчастную. Композиционные части выделены массивными плоскими пилястрами, здание имеет «дворцовый» вид благодаря центральным частям, акцентированным широкими аттиковыми стенками с высоким треугольным щипцом. В поле щипца сгруппированы виде трифория слуховые окна с наличниками и сандриками с треугольной бровкой. Фланкируют фасады состоящие из пары парапетных столбиков и выкружки между ними угловые фигурные аттиковые стенки .
Горизонтальное членение фасадов выполнено межэтажными карнизами, имитирующими аркатурные пояса с сухариками, причем с каждым этажом их «богатство» нарастает: венчающий карниз выполнен многорядными напусками кирпича, и поддерживающая кровлю часть имеет вид ступенчатых кронштейнов с висячими лопатками-сталактитами .
Прямоугольные оконные проёмы первого этажа оформлены замковыми камнями и профилированными подоконными досками с сухариками. Сохранились первоначальные подставы для навески ставен. Оконные проёмы второго и третьего этажей с лучковыми перемычками оформлены кирпичными наличниками по типу вписанного в прямоугольник «брамантова окна», полочками-сандриками с висячими лопатками и бровками. Все выполненные из кирпича декоративные элементы выделены белым цветом на фоне светлой охры стен.
Управлял «Гостиницей для проезжающих» сын Н.С. Жоголева Василий. Насколько доходной оказалась новая недвижимость, неизвестно, так как гостиницы в Самаре начали расти как грибы после дождя, и на одной только Троицкой их появилось шесть. В качестве маркетингового хода В.Н. Жоголев, как видно из рекламного объявления, даже предлагал скидку 20% «для духовных особ и их семейств».
Предложение настолько превысило спрос, что началась настоящая война за клиентов: хозяева платили процент извозчикам за каждого нового постояльца. Вероятно, по этой причине в августе 1913-го года Жоголевы гостиницу продали. Новыми собственниками дворового места со всеми строениями по нынешнему адресу Галактионовская,46 / Некрасовская,63 стали уже нам знакомые братья Петр и Иван Игнатьевичи Матвеевы – самарские «обувные короли», владельцы модного «модернового» особняка на Соборной и, кстати, тоже уроженцы Бузулука. Матвеевы владели так же соседним домом по Некрасовской, 61 – отданным в приданое за сестрой - и, кроме того, скупили почти все участки по Предтеченской в 51-м квартале.
После революции здание гостиницы было у собственников изъято и национализировано. Бывшие «номера для проезжающих» превратились в коммунальные квартиры для самарского пролетариата. Верхние этажи сейчас по-прежнему остаются жилыми, первый этаж бывшей гостиницы занят многочисленными организациями.
использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете