Найти в Дзене

В Самару! О противостоянии архитектурных стилей и памятнике, ожидающем новой судьбы

На Некрасовской ,61 стоит великолепное историческое здание, только в далеко не великолепном состоянии. И это грустно, поскольку автором его является знаменитый Дмитрий Вернер, а сам особняк – символом смены общественного и архитектурного мировоззрения в России в 1910-е годы. Обо всем по порядку. В список объектов культурного наследия Самары здание вошло как дом купца Егорова-Андреева. Хотя на самом деле строили его законодатели самарской обувной моды – бузулукские купцы братья Матвеевы. Те самые, которые держали в городе сеть обувных магазинов и через газеты информировали самарских модниц о новых тенденциях. С Вернером, много работавшим в Бузулуке, были хорошо знакомы. Архитектор уже построил для братьев чудесный особняк на Соборной (Молодогвардейской), и именно ему Иван и Петр Игнатьевичи заказали проект нового доходного дома на Предтеченской (Некрасовской). Про купца Егорова-Андреева известно лишь то, что он вошел в семью Матвеевых, женившись на их сестре. Был особняк получен в качес

На Некрасовской ,61 стоит великолепное историческое здание, только в далеко не великолепном состоянии. И это грустно, поскольку автором его является знаменитый Дмитрий Вернер, а сам особняк – символом смены общественного и архитектурного мировоззрения в России в 1910-е годы.

Модерн и неоклассика в работах Вернера прекрасно уживались!
Модерн и неоклассика в работах Вернера прекрасно уживались!

Обо всем по порядку. В список объектов культурного наследия Самары здание вошло как дом купца Егорова-Андреева. Хотя на самом деле строили его законодатели самарской обувной моды – бузулукские купцы братья Матвеевы. Те самые, которые держали в городе сеть обувных магазинов и через газеты информировали самарских модниц о новых тенденциях.

Азовско-Донской банк в Петербурге. работы Федора Лидваля
Азовско-Донской банк в Петербурге. работы Федора Лидваля

С Вернером, много работавшим в Бузулуке, были хорошо знакомы. Архитектор уже построил для братьев чудесный особняк на Соборной (Молодогвардейской), и именно ему Иван и Петр Игнатьевичи заказали проект нового доходного дома на Предтеченской (Некрасовской). Про купца Егорова-Андреева известно лишь то, что он вошел в семью Матвеевых, женившись на их сестре. Был особняк получен в качестве приданого или впоследствии куплен у родственников – история умалчивает.

Спроектирован явно под впечатлением от произведения Лидваля!
Спроектирован явно под впечатлением от произведения Лидваля!

Что же касается особняка, то он может служить примером вечной темы в архитектуре – противостояния старого и нового. В начале 20-го века весь мир, и Россию в том числе, захватил стиль модерн. Главный принцип нового стиля – отказ от классических традиций и образцов прошлого.

Кованые перила балконов тоже сохранились
Кованые перила балконов тоже сохранились

Но меньше чем через 10 лет российские архитекторы начали возвращаться к классике. Объяснить это можно тем, что в истории русской архитектуры периодом величайшего расцвета была эпоха Александра Первого. Российское зодчество того времени не то, что шло наравне с Западом, а опережало его. И многим захотелось вернуться в золотой век русской архитектуры. Хотя войти в ту же реку дважды невозможно, период неоклассицизма тоже стал запоминающимся и ярким.

Зеленая майоликовая плитка - один из "любимых" приемов зодчего. А изображение орла на фронтоне сохранилось лишь частично
Зеленая майоликовая плитка - один из "любимых" приемов зодчего. А изображение орла на фронтоне сохранилось лишь частично

Большое влияние на распространение неоклассицизма оказали работы петербуржца Федора Лидваля. Воздвигнутый в 1909-м году по его проекту Азовско-Донской банк на Большой Морской стал самой заметной постройкой тех лет. Хотя черты модерна в нем еще присутствуют, в целом здание выполнено в неоклассицизме. Влияние работ Лидваля сразу же сказалось на провинциальной архитектуре, и Самара не осталась в стороне.

Между окнами второго и третьего этажей пять овальных медальонов с барельефом танцующих женских фигурок. (фото "Все дома России")
Между окнами второго и третьего этажей пять овальных медальонов с барельефом танцующих женских фигурок. (фото "Все дома России")

Ну и Дмитрий Вернер, которого мы до этого знали, как приверженца стиля модерн, тоже попал под обаяние неоклассицизма. В доме Егорова-Андреева мы видим ту самую «модернизированную классику» и более того – прямую перекличку с обликом Азовско-Донского банка! Особое сходство придает пояс медальонов с рельефами, изображающими танцующих девушек.

Венок по центру балкона, как и в особняке Матвеевых
Венок по центру балкона, как и в особняке Матвеевых

А почерк Вернера читается в строгих кованых перилах на балконах, зеленой майоликовой плитке, венках и лепных деталях по центру.

Медальон
Медальон

Первый этаж использовался под торговые помещения, второй и третий предполагалось сдавать в аренду представительствам московских, нижегородских и иностранных фирм.

Потолок парадного зала, выходящего окнами на Некрасовскую
Потолок парадного зала, выходящего окнами на Некрасовскую

А в страшные времена голода в Поволжье именно в особняке Егорова-Андреева располагался штаб Красного Креста Швеции, помогавшего жителям Самары продовольствием и медикаментами.

Интерьеры
Интерьеры

В советские времена в особняке расположился «Самарский торговый ряд», а после перестройки прекрасное вернеровское здание вдруг оказалось никому не нужным, стало стремительно ветшать и пришло в аварийное состояние.

Проект предполагаемой реконструкции
Проект предполагаемой реконструкции

Проект реконструкции был представлен на фестивале АрХит-2009, но до сих пор не реализован.

Предполагаемое использование, как и изначально - в качестве торгово-офисного центра.
Предполагаемое использование, как и изначально - в качестве торгово-офисного центра.

использованные в статье фото взяты из открытых источников в интернете