С самого начала экономического кризиса в период санкционного давления показатели деловой активности в регионах не падали ниже «нижнего». Центр развития НИУ ВШЭ опубликовал страшные показатели снижения до 39,7% только в июне, чего же ждать от июльских цифр?
Хуже всего дела обстоят в Калужской и Липецкой областях. Лишь 30% регионов смогли сохранить активности, особенно в торговле, с начала года. Просели регионы по всем показателям Центра развития НИУ ВШЭ.
Активность выросла в единицах из регионов. Значение деловой активности на сегодня минимально. Значение индекса и антирекорд в 18% был зафиксирован лишь однажды в период нокдауна в «ковидном» 2020 году.
Данный индекс является весьма показательным для бизнеса и рынка России в целом. Он рассчитывается исходя из ежемесячных данных Росстата. Динамика важнейших секторов экономики отражается для промышленности, строительства, розничной торговли, оптовой торговли, платных услуг населению по всем регионам.
Снижение индекса критично при падении ниже 50% и сильно влияет на показатели экономики страны в целом. Спад произошел в 70% регионов, что не могло не отразиться на конъюнктурах сразу 3х из 5 важнейших отраслей в 25 субъектах России. И даже показатели на начало года ни в одном из них не превышали 50% сразу по всем основным секторам.
Совсем уж негативных последствий для субъектов пока удается избежать по той причине, что реальная составляющая по 5 отраслям в каждом регионе на сегодня не 100% и не все отрасли представлены во всех регионах. Да и изменений не так уж и много происходило в 2022 году для «депрессивных» настроений на рынке.
По данным исследованиям, в российской экономике, вопреки мировой практике и стандартам, высокодотационные субъекты более устойчивы к шоковым и рисковым воздействиям в экономике. Именно поэтому привилегированные дотационные секторы оказались менее подвержены негативному влиянию.
Калуга, Липецк, Мари-Эл и Чувашия – это самые показательные точки. Именно в данных регионах произошел максимальный спад по всем показателям во всех секторах. В первую очередь данные факторы повлияли на производства, а потом уже «эхом» отразились на показателях торговли.
Последствия данных спадов всегда долгосрочные. Основной удар примут промышленники и торговая палата. Выход из кризиса будет вялотекущий в отсутствии импортного сырья, его заменителе, финансирования, кадров и ресурсов. Лишь 20% предприятий смогут сохранить минимальные показатели.
Последствия для регионов будут зависеть от: скорости перестройки финансовой и экономической структур, скорости реорганизации и адаптации всех отраслей по всем направлениям и регионам к новым реалиям российской экономики и от поддержки государства напрямую.
Прогнозы не утешительные. К концу 2022 года региональные бюджеты будут вынуждены отчитаться по упавшим доходам и профициту средств, а также анонсировать дефицит всех бюджетов. Более точную информацию мешает опубликовать текущая тенденция по ограничению информации для общественности. Но динамика отрицательная, о чем мы и сообщили вам на нашем портале, оставайтесь с нами.