Найти тему
Наталия Ефимова

Про "Ягодки" отечественного бизнеса

Итак, Wildberriеs превратились не в элегантные шорты, а в "Ягодки". Но лишь в 2022 году. Ни раньше, ни позже. И то не целиком, а частично. Увидев это волшебное преображение на сайте интернет-магазина (по-модному - маркетплейс), я вспомнила одну крупную выставку 2016 года, где много говорили о российской продукции, импортозамещении и нелегком пути продвижения отечественных компаний на наши же прилавки.

Итак, на выставке я вырвалась из павильонов, полных продуктами и напитками, и побежала на дискуссию с заманчивым названием "Кто накормит Россию", где, к своему изумлению, оказалась одним-единственным журналистом, которого привлекла эта тема. Очевидно, те, кто бродил по дегустациям, сочли себя уже достаточно сытыми.

-2

А там сидели интересные люди, к примеру, замечательный, острый на словцо Мушег Мамиконян, которого так просто в Москве нигде перехватить не получится. Разве что по радио услышать.

Я статью назвала фразой из его монолога "Мы казались странными людьми". Вот из этого кусочка ее взяла: "В 1998–1999 году лишь небольшое количество аграриев лоббировали интересы сельхозпроизводителей. Уже тогда мы говорили, что не нефть, а земля, не газ, а экспорт зерна поднимет страну. Но - казались странными людьми и не имели такой силы. Теперь, когда все обобщили, опубликовали, реализовали, появились первые успехи - это стало национальной политикой".

Повторю - шел 2016 год.

Вообще там было ужасно интересно, и я никогда не могла понять тотального отсутствия интереса наших СМИ к подобным мероприятиям.

Начало своей публикации представлю (опять увлеклась, извините):

"В комедии "Три плюс два" Джексон в самом конце фильма оказался женщиной. За нашим круглым столом "маски были сорваны" в самом начале: известную торговую марку "У Палыча" представляла нынешний генеральный директор компании Екатерина Стрельникова. И, обращаясь к ней, участники дискуссии вынуждены были повторять:

- А теперь спросим у Палыча. Екатерина, скажите, пожалуйста…

И это было не единственное откровение. Сергей Митрофанов, автор концепций федеральных и региональных продуктовых брендов "Кириешки", "Бабкины семечки", "Инмарко", Velle, "Быстров" и др., признался в ходе разговора:

- Я только сегодня узнал, что "Палыч" - самарская компания. Не было сомнений в том, что они - из столицы. Значит, вопрос не в территории, а в том, что вы приносите потребителю, где бы он ни находился: качество, разумные цены, то, чем можно гордиться".

****

За круглым столом сидели наши люди, отважно вступившие на прилавках в битву с импортными соусами, носившими трудно выговариваемые названия, написав на своих тюбиках с майонезом непонятное иноземцам слово "Ряба".

И случилась дискуссия, которую я не включила в тот текст (в силу специфики издания и задания) - по поводу необходимости переходить на русский язык и свои шрифты и образы, поскольку на диковинки все уже насмотрелись, наелись и духовно, и физически. Пришла пора понимать, что именно лежит внутри красивой обертки, и, отправляя внука в магазин, объяснять, чего хочешь, не ломая язык об иностранные слова.

Мне кажется, что инициатором стала прагматичная женщина, уроженка Крыма, когда-то отъехавшая в США, получившая даже их паспорт, которая была далека от производства продуктов до тех пор, пока у ее сына не обнаружили жесточайшую аллергию на сахар.

Бизнес-леди с неплохим образованием и послужным списком вернулась на Родину ("очень люблю Москву"), экспериментировала на кухне, готовила для ребенка вкусные и полезные перекусы. В ту же школу с собой на переменку. И в какой-то момент возникла мысль масштабировать это дело. Ведь не только у ее мальчика такая беда. Печенье назвала его именем. Только оно, кажется, и пишется сейчас на ее продукции латинскими буквами. Остальное на русском языке.

-3

А еще на упаковках - легко узнаваемые портреты Эйнштейна, Гагарина, Пушкина.

И начала бывшая прагматичная американка и заботливая мать так делать уже в 2016 году. Она, кстати, упомянула тогда, что всё бы хорошо для бизнеса в Штатах... Но конкуренция - чудовищная. И это очень жирный минус.

Однако люди, побывавшие в жерле злого капитализма, "в поросятах знают толк". Чувствуют, как вырваться вперед, когда тебя толкают локтями справа и слева. И в нужный момент находят и претворяют в жизнь правильное решение.

Остальные догоняют.