Найти в Дзене

История шедевра: Венера Рокеби Диего Веласкеса

Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Диего Родригес де Сильва-и-Веласкес (1599-1660) был ведущим художником при дворе короля Филиппа IV и одним из самых выдающихся художников испанского золотого века и европейского барокко. "Венера Рокеби" - его единственная сохранившаяся картина с обнаженной натурой, три других упоминаются в испанских описях и теперь, к сожалению, утрачены.

В период испанской инквизиции было смело рисовать обнаженную натуру, и тот факт, что Веласкесу это сходило с рук, подтверждает его высокое положение в обществе как придворного художника.

Самая известная картина Веласкеса, без сомнения, "Менины". На первый взгляд это просто еще один групповой придворный портрет. Но если вы внимательно присмотритесь, появится тысяча других значений. Если упомянуть лишь некоторые, это автопортрет Веласкеса, отражение королевской четы в зеркале (они стояли там, где мы стоим?), Кто эти люди на заднем плане? Если уж на то пошло, кто эти люди на переднем плане? Что с собакой?

Диего Веласкес, "Менины" 1656
Диего Веласкес, "Менины" 1656

Однако сегодня мы рассмотрим гораздо более спокойную и менее многолюдную картину, но не менее революционную и полную смысла. Опять же, на первый взгляд, это еще одно изображение изображение Венеры. Существует давняя традиция изображать богиню любви лежащей или смотрящей в зеркало. Здесь Веласкес сочетает эти два мотива и в дополнение к этому изображает Венеру, отвернувшуюся от зрителя. Все эти вещи были сделаны раньше в искусстве, но Веласкес был первым художником, который объединил их.

Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания.

Складки простыни подчеркивают нежный изгиб тела Венеры. Они повторяют шелковистость ее кожи и еще более подчеркивают цветовой контраст. Использование цвета экономно, но мастерски. На картине большое количество нюансов и контрастных цветов: темно-стальная простыня, красная занавеска и бежевая стена создают идеальный фон, подчеркивающий бледное, почти полупрозрачное тело Венеры. Кроме того, по моему личному мнению, это одни из самых красивых бедер в искусстве, если не из лучших.

Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Фрагмент.
Диего Веласкес, "Венера Рокеби", 1644, Национальная галерея, Лондон, Великобритания. Фрагмент.

Вы можете видеть, что Купидон фокусируется на угле зеркала. Не обманывайтесь, Венера смотрит на себя, а Купидон смотрит на свое отражение…Они оба смотрят на тебя! Купидон следит за тем, чтобы Венера могла видеть, кто за ней наблюдает. Этот трюк на самом деле известен как эффект Венеры. Это ниспровергает традиционную обнаженную натуру, в которой модель является объектом пристального взгляда зрителя, часто неосознанно. Здесь за нами тайно наблюдают во время просмотра. Итак, кто сейчас является объектом?