Найти тему

Небесные матери удмуртского народа

Оглавление

В древнейшие времена, в эпоху неолита, люди на территории современной Европы не знали богов, а верили в единую Богиню-мать, от которой зависело благополучие и сама жизнь племени. Отголоски культа Великой Богини слышны во многих мифах. Например, у финно-угорских племен есть Божественные Матери: Мать Земли, Мать Луны, Мать Воды, даже матери великих рек. Я хочу привести здесь поэтические рассказы о трех Божественных Матерях удмуртского народа, которые написал (записал и художественно обработал) этнограф Владимир Владыкин (текст по книге "Зарни Крезь - Золотые гусли", двуязычное русско-удмуртское издание 2015г.).

Мать Солнца

Все знают: у каждого на свете есть своя мама. Если даже об этом кто-то и забыл. Без мамы не вырастет ни букашка малая, ни птица певчая, ни огромный грозный бык.

Удмурты говорят: и у самого Солнца есть мать, зовут ее Шунды-Мумы – Мать Солнца. Раным-рано встает она, чтобы пройти по небосводу перед своим сыном, указывая ему правильный путь. Чтобы солнечные пути-нити не перепутались, не смешались, чтобы Темно-Черный Мрак не затмил Великий Осиянный Свет, чтобы Солнце свой путь от восхода и до захода, как от веку полагается, прошло. Пусть оно само Солнце, но и ему материнский догляд нужен. Ведь любой сын, даже самый великий, для матери всегда – просто ее ребенок.

А еще удмурты говорят, что Матерью Солнца иногда называют паука-крестовика. Да-да, того самого, с дрожащими ножками-паутинками, который всегда прячется от взгляда людского и света солнечного. Но так, говорят, было е всегда.

В те далекие времена, которые уже никто не помнит, тот паук был великаном страшным. И решил он показать свою силу – победить весь Белый Свет. Но никак он не мог справиться с Солнцем. Всюду оно без стука и грома проникало, все вокруг светлой радостью освещало, всех жизненным теплом согревало. И задумал тогда паук своей черной липкой паутиной заткать само Солнце. Только ничего у него не получилось. Может, от злобы непомерной. Злоба – она ведь ни в каком деле не помощница. А Солнце непобедимо-неистребимо своей вечной животворящей добротой.

Паук переполнился своей желчью-злостью. Эта огромная злоба сделала его ничтожеством малым. С тех пор люди и называют этого паука насмешливо «Шунды-Мумы» - «Мать Солнца». И почему-то жалеют.

А паучок все прячется от людей, все ткет свою паутину. Может, своего часа-времени дожидается?

Но ведь люди только ночью спят. И настоящая Шунды-Мумы – Мать Солнца – раным-рано своего Великого Сына будит. Утреннюю Зарю к Земле посылает.

А потом и сама выходит на свой изначальный великий путь. Своему сыну помогает. Шунды-Мумы все, что делается на свете, видит-примечает. И доброе, и плохое. На то она и Мать Солнца.

"Шунды-мумы/ Солнце-мать", худ. Ульяна Константинова
"Шунды-мумы/ Солнце-мать", худ. Ульяна Константинова

Мать Грома

Кто ее не слышал? Самую шумную, самую громогласную! Когда по весне первый раз ее слышишь, трепыхается сердце от пьянящей неуемной радости: перезимовали, скоро лето! Первый свой голос Гудыри-Мумы земле подает: просыпайся, обогревайся, и пора за дело приниматься. И голос этот светлорадостный, совсем не страшный. Это уж потом Гудыри-Мумы пошлет на Землю, может, за грехи людские, жуткие грозы, когда небо раскалывается от грохота и молний, когда ливень как из ведра, а порой и град с куриное яйцо.

Не любит Гудыри-Мумы ничего пустого, гремит, огнем, сверкает, напугает всех до смерти, срочно все закрывайте: окна, трубы и даже карманы и ножны. И души пустые. Все прячьтесь. Особенно те, у кого совесть нечиста и мысли грязные. Гроза все очищает, смотрите, как легко после грозы дышится. Это Гудыри-Мумы поработала.

Иногда она и молнией карает. Правда, не всегда справедливо. С небес-то разве разглядишь, кто на земле есть кто. Вот вместо Шайтана молния и может угодить в доброго человека.

Говорят, сама Гудыри-Мумы выбирает в лесу ель и отмечает ее своим огненным знаком-молнией. Из нее люди потом делают свои Быдзым Крезь – Великие Гусли.

А когда хлеба в полях поспевают, Гудыри-Мумы укрощает свой грозный нрав, затихает и только полыхает бесшумными зарницами, чтобы таинству рождения хлеба не помешать.

"Гудыри-мумы / Гром-мать", худ. Ульяна Константинова
"Гудыри-мумы / Гром-мать", худ. Ульяна Константинова

Мать Небесной Воды

Пожалуй, это самая таинственная и загадочная из великих небесных матерей. Ее все видели, но никто не знает в лицо. Она везде и нигде. Это – Инву-Мумы – Мать Небесной Воды.

Говорят, она соединяет Землю и Небеса хрустально чистыми струями своего благодатного плодоносящего дождя. И тогда Земля родит свой богатый урожай людям.

Говорят, если не бояться и не прятаться от Небесной Живой Воды, можно вырасти великим и могучим и, держась за серебряные дождевые струны и подтянувшись, можно заглянуть даже за высокие небеса. Что там? Кто там?

А еще говорят: раньше были люди, которые на своих Великих Гуслях умели разговаривать с самой Инву-Мумы. Они понимали друг друга. И в трудный час Инву-Мумы никогда не покидала людей.

Теперь уже все позабылось, и Великие Гусли куда-то потерялись. Только где-то в тайниках памяти еще хранится Инву утчан гур – Песня поисков небесной росы. Может, для того, чтоб не иссохла напрочь и Земля, и душа человеческая.

"Инву-мумы / Мать небесной воды", худ. Ульяна Константинова
"Инву-мумы / Мать небесной воды", худ. Ульяна Константинова

Читайте также: