Найти в Дзене

Женщина с косами: Великая Мать Мезоамерики

В древнейшие времена коренные жители Центральной Америки не знали богов, а поклонялись единой Великой Богине. По всей территории от Мексики до Никарагуа находили изображения богини, которую принято называть «Богиня с косами», потому что ее имя до нас не дошло. Ее культ был распространен 5 тысяч лет до нашей эры. «Богиня с косами» олицетворяла одновременно небо и землю, жизнь и смерть. Некоторые ее изображения имеют два лика, что как раз показывает двойственность ее природы. Из ее груди струится «небесное молоко» - дождь. Она - подательница живительной влаги, от нее зависит жизнь и смерть растений и животных. В более поздних находках ее образ трансформируется в триединый женский образ, связанный с взрослением, деторождением и смертью. Богиня изображалась в виде юной девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, зрелой женщины или старухи с отвисшей грудью, причем сохранилась даже статуэтка богини с триединым торсом. Три этапа жизни женщины - девушка, мать, старуха, - однов

В древнейшие времена коренные жители Центральной Америки не знали богов, а поклонялись единой Великой Богине.

По всей территории от Мексики до Никарагуа находили изображения богини, которую принято называть «Богиня с косами», потому что ее имя до нас не дошло. Ее культ был распространен 5 тысяч лет до нашей эры.

«Богиня с косами» олицетворяла одновременно небо и землю, жизнь и смерть. Некоторые ее изображения имеют два лика, что как раз показывает двойственность ее природы. Из ее груди струится «небесное молоко» - дождь. Она - подательница живительной влаги, от нее зависит жизнь и смерть растений и животных.

В более поздних находках ее образ трансформируется в триединый женский образ, связанный с взрослением, деторождением и смертью. Богиня изображалась в виде юной девушки с четырьмя косами, попарно спускающимися на грудь, зрелой женщины или старухи с отвисшей грудью, причем сохранилась даже статуэтка богини с триединым торсом.

Три этапа жизни женщины - девушка, мать, старуха, - одновременно символизируют и три сезона: весеннее цветение, плодоношение и сбор урожая, постепенное замирание природы. А также три фазы луны: растущая, полная и убывающая.

По мере трансформации образа Великой Богини у нее появляется и ребенок, которого изображали в виде пухлого младенца без выраженных признаков пола. Принято называть его «Толстый бог» и считать, что он был посредником между людьми и Божественной Матерью.

С течением веков образ Великой Богини начал дробиться еще больше. Ко времени образования раннеклассового общества (15-4 века до нашей эры) по территориям Мезоамерики распространилась новая политеистическая система: вместо единой богини - множество богов (хотя «Богиня с косами» по-прежнему занимала главенствующее положение и изображалась сидящей на троне в пещере, где зародилось и откуда вышло человечество племя). «Толстый бог» трансформировался в божество маиса. Появилось множество других богов. Матриархат сменился патриархатом. И, в конце концов, образ Великой Богини окончательно распался: у некоторых племен «Богиня с косами» стала женой или возлюбленной верховного божества-мужчины, у других - богиней земли и влаги, у третьих - богиней луны. Имена этих богов и богинь до нас тоже не дошли, из образы можно реконструировать только по различным изображениям.