Лучшее время для начала посещения детского сада – октябрь.
В середине учебного года ребенок попадает в коллектив, где большинство детей уже пережили адаптацию, владеют необходимыми гигиеническими навыками, знают правила и традиции детского сада. Новичку, которому только предстоит этот путь, придется пройти его в одиночку, а это бывает тяжело. Если ребенок старше трех лет, то в группе его ровесников за несколько месяцев складывается некое подобие детского коллектива с любимыми играми и социальными ролями. Тогда ребенку кроме адаптации к учреждению придется адаптироваться к другим детям, искать собственное «место под солнцем» в условиях конкуренции.
Но все-таки прийти в детский сад зимой - это не такой плохой вариант, как присоединиться к дошкольной жизни летом. С мая по сентябрь - отпускной период, а это значит, что часть садов закрывается, детей переводят в дежурные сады (с новым интерьером, правилами и воспитателями). В дежурных садах из двух-трех опустевших групп делают одну, в которой несколько раз за лето меняется педагогический состав и нет стабильной группы детей: все время то-то уезжает в отпуск, кто-то возвращается. Для маленьких детей это может оказаться очень тяжело.
С другой стороны, летом в садах вводится каникулярный режим, предполагающий, что дети больше времени проводят на прогулке, а количество занятий сокращается до одного. Для детей старше 5 лет это хорошее время для общения с новыми друзьями. Если ваш ребёнок старше 5 лет и легко знакомится с новыми взрослыми и детьми, то, вероятно, ему будет легче привыкнуть к посещению детского сада летом.
К октябрю, как правило, в детских садах открываются все группы, на свои группы возвращаются постоянные воспитатели, заинтересованные в эмоциональном комфорте каждого малыша.
Вводим режим минимум за месяц до поступления в сад.
Режим дня – это когда в одно и то же время мы делаем одни и те же дела. О важности и пользе режима можно написать книгу в нескольких томах и удивительно, что некоторые семьи им пренебрегают. Правильный режим дня - основа физического и психического здоровья человека. Но с дошкольниками есть нюанс: ваш режим должен совпадать с режимом дня, утвержденным в детском саду. Заранее сходите в дошкольное учреждение и узнайте режим группы, в которую поступает Ваш ребенок (как правило, детские сады охотно делятся этой информацией). И минимум месяц будите ребенка в то время, в которое он должен будет просыпаться впредь, кормите, гуляйте и играйте по режиму. Вероятно, Вам это будет тяжело, но вознаграждение придет к Вам очень скоро в виде легкой адаптации ребенка к саду.
Прощаемся с «сисей», подгузниками, соской, садимся на горшок и берем ложку!
Не оставляйте эти важные дела на потом, не надейтесь, что воспитатели займутся этим вместо Вас. Период адаптации к саду для ребенка сам по себе достаточно труден, а если в этот период лишить привычного ритуала – стресс удвоится.
Поступление ребенка в детский сад в идеале не должно совпадать с другими значимыми изменениями в его жизни: например, переездом, ремонтом, рождением брата или сестры, разводом родителей, выходом мамы на работу после длительного отпуска. Всеми силами создавайте вокруг ребенка спокойную психологическую атмосферу, следите за своим психологическим состоянием.
Заранее познакомьте ребенка с меню детского сада.
Многие дети в детском саду плохо едят. Следствием этого являются нарушения пищеварения и стула, плохое самочувствие, капризы, плохой сон и нежелание идти в сад. Часто дети не едят «садиковскую» еду не потому, что она не вкусная, а потому, что она непривычная. Решение простое: заранее знакомим ребенка с новыми для него блюдами. Берем меню в саду и готовим «Ленивые голубцы», салат «Витаминный» и рыбу под маринадом.
Не стоит растягивать или сжимать период адаптации.
Для каждого ребенка он свой. Какой-то малыш придет в детский сад два раза на несколько часов – и будет готов остаться на полный день. Какому-то ребенку для такого подвига потребуется неделя или даже две. Разговаривайте с воспитателями, спрашивайте их мнения и совета. Следите за состоянием ребенка: стал ли он более капризным \ непослушным \ плаксивым? Не нарушились ли сон и аппетит малыша? Проследите за сюжетами его игр – из них можно многое узнать о том, что тронуло Вашего ребенка, с какими эмоциями он пытается справится.
Одна из возможных схем адаптации для ясельной группы выглядит так:
день 1 (понедельник). Вы приводите малыша к 08.00 и забираете до завтрака;
день 2 (вторник). Вы приводите малыша к 08.00 и забираете после завтрака и горшка;
день 3 (среда). Вы забираете ребенка перед прогулкой;
день 4 (четверг). Вы забираете ребенка после обеда;
День 5 (пятница). С согласия воспитателя Вы оставляете ребенка на сон. Если воспитатель пока не рекомендует этого делать – следующую неделю ребенок ходит в детский сад до сна.
Если Вы чувствуете, что адаптация ребенка затягивается, или не можете принять решение о необходимости детского сада для Вашего ребенка - обратитесь к специалисту.
Психолог онлайн. Консультации по вопросам развития и воспитания детей. Психологическая диагностика и рекомендации. Запись: 8-906-288-05-55 (WhatsApp, Viber).