Термин rococo происходит от rocaille — дробленый камень или ракушка. И если барокко занимает место причудливой жемчужины в истории искусства, то рококо — изящная завитушка в обрамлении этой самой жемчужины. Завитки, раковины, изогнутые линии — вот главные мотивы рококо. Их можно встретить повсюду: от королевских парков до будуара фаворитки короля. Но, несмотря на общую тягу к причудливости, барокко и рококо различны: рококо — легкость и игра, барокко — экспрессия и тяжеловесность. Когда смотришь на барочную лепнину, кажется, что потолок вот-вот рухнет под ее весом, а с рококо совсем по-другому: украшения легкие, воздушные, как зефир или взбитые сливки.
Да и сама жизнь в эпоху рококо была похожа на кондитерскую лавку, где розовощёкие красотки, игриво обмахиваясь веерами, осматривают сладкое содержимое прилавков, а галантные кавалеры готовы последовать любому их капризу и достать хоть самое вкусное пирожное, хоть звезду с неба — возможно, не без помощи озорных амурчиков.
При этом люди рококо ценили не только удовольствия, но и комфорт. Дом французского аристократа XVIII века был полон удивительных вещей. Одних столиков для разных желаний и ситуаций было несколько десятков! Чайный столик на изящных изогнутых ножках, столик для игры в карты, столик для завтрака в постели, стол для хранения булавок и стол для таинственных «особых случаев», столы на одной и трех ножках, для зеркал и цветов, сделанные по английской или бургундской моде... Да что там мебель! В эпоху рококо любая бытовая безделушка по красоте не уступала самым изысканным шедеврам.
Рука об руку с любовью к комфорту в эпоху рококо шагает внимание к интимности. XVIII век — время будуаров, все самое важное теперь происходит там, а не во дворце. Понятие «королевский двор» становится шире пределов Версаля, аристократы заводят собственные резиденции и обустраивают их не беднее дворцов. И если слоганом эпохи Людовика XIV была сказанная самим королем фраза «Государство — это я!», то при Людовике XV к жизни относились проще —«После нас хоть потоп!». Поэтому в искусстве рококо так мало пафоса, трагедии и геройства и так много веселья, флирта, легкости аристократического бытия. Если картина, то галантная сцена. А если скульптура, то бюст или статуя купальщицы, нимфы или амура. Эти произведения были созданы, чтобы украшать пространство, а не подталкивать к пафосным размышлениям о делах государственных, как искусство классицизма, и не провоцировать сильные переживания, как барокко.
Анастасия Постригай искусствовед, создатель Школы популярного искусства OP POP ART с более чем 55 курсами для детей и взрослых, преподаватель с современными подходами к обучению и невероятной фантазией.
Научитесь с первого взгляда определять стиль в искусстве и получать истинное удовольствие от созерцания прекрасного, удивляя своей эрудированностью друзей и близких! Каждую главу книги "Как понимать искусство: арт-прогулка по стилям и эпохам" сопровождают интеллект-карты, составленные по методике Тони Бьюзена, которые помогут вам быстро запомнить самые значимые моменты каждого стиля и эпохи.
Купить книгу Анастасии Постригай «Как понимать искусство. Арт-прогулка по стилям и эпохам»: https://go.ast.ru/a003fxz
Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction :)
Если вам понравилась эта статья, рекомендуем другие по теме:
Манга Хокусая — это культовое название, но что за ним стоит?
Это искусство? Рассказываем историю «писсуара» Марселя Дюшана
Цой — художник? Причудливые рисунки культового рокера
О чем рассказывает нам знаменитая картина «Поцелуй» Густава Климта?
Почему Густавом Климтом восхищались и презирали одновременно? Рассказывает искусствовед