Прежде чем углубляться в генеалогическое древо индуистских богов, проясним одну вещь. Индуизму, или сантана-дхарме, более 5000 лет. Это вера, которая бросает вызов общепринятым представлениям о религии. Нет единственного писания и нет единственного основателя или пророка.
Нет даже единого мнения о том, какая истинная цель должна быть у последователей веры. У каждой ветви есть свое понимание того, что это за цель и как она должна выглядеть. Ригведа, одно из самых ранних известных индуистских писаний, объясняет это словами: «Истина одна, но мудрые говорят о ней по-разному».
Приветствую на канале "Обратная сторона истории|Легенды"
Что неизменно в различных родословных, так это множество божеств. Не все согласны с тем, кто выше, но все принимают один и тот же набор божеств. Давайте подробнее разберем их.
Кто самые важные боги в генеалогическом древе индуистской мифологии?
1. Деви
Важно отметить, что индуизм обычно считается пантеистом, а это означает, что существует много разных богов. Для подавляющего большинства индусов более подходящим термином является панентеизм. Это означает, что они верят в одного бога, и этот бог проявляется во множестве форм. Согласно шактистским верам, Деви — изначальное божество, изначальная форма, из которой происходят все остальные божества.
В индуистских писаниях Деви принимала множество форм и личностей. Как Лакшми, она дарует богатство и изобилие как в материальном, так и в духовном плане. Как Сарасвати, она богиня музыки, творчества, искусства и знаний. Как Кали, она свирепый воин, избавляющая от эго и яростно защищающая тех, кто ей поклоняется.
Ей посвящено несколько священных писаний, наиболее известным из которых является Деви Махамьям, в котором описывается богиня Дурга, выигравшая битву добра и зла против демона Махишуры.
2. Тримурти
Индуизм придерживается циклического времени, а не линейного. Цикл начинается с чего-то, что называется сришти, или творением. Творение проходит через множество фаз, называемых югами, прежде чем оно полностью разрушается в процессе, называемом пралайей, а затем начинается все сначала. Считается, что этот цикл поддерживается Брахмой, Вишну и Шивой. Каждому из этих божеств поручено отстаивать свою часть.
Брахме поручена фаза творения. Вишну поддерживает все, что было создано, поскольку оно проходит через свои многочисленные юги, и когда приходит время, Шива приходит, чтобы все это разрушить.
В то время как у Вишну и Шивы есть много почитателей, у Брахмы их нет. На самом деле, две из пяти наиболее распространенных ветвей — это вайшнавизм, те, кто поклоняется Вишну как высшему, и шиваизм, те, кто поклоняется Шиве как высшему. Брахма не получил такой славы или престижа.
3. Дашаватар
Итак, дашаватар — это десять воплощений. В этом конкретном контексте дашаватар относится к десяти основным воплощениям Вишну. Согласно Бхагавадгите, священному индуистскому тексту, Вишну или Бог воплощается «из века в век, чтобы установить дхарму, возвысить мир и уничтожить зло». Шримад-Бхагаватам, еще один священный индуистский текст, рассказывает истории об этих воплощениях и их преданных. В некоторых воплощениях Вишну вместе с ним приходит и Деви.
Ниже приведены основные воплощения Вишну:
- Матсья - аватар-рыба, пришедший в конце последнего цикла творения, чтобы сохранить избранных и подготовить их к новому циклу творения.
- Курма — черепаховый аватар, который поддерживал гору, когда дэвы и асуры пытались использовать ее, чтобы взбить молочный океан.
- Вараха — это кабан-аватар, который пришел спасти Бху-деви, Мать-Землю, от гибели под тяжестью негатива от асуров или демонов, живших на ней.
- Нарасимха — божество с головой льва, убившее демона Хирянакашипу. Говорят, что он защитник преданных и устраняет гнев.
- Вамана — гном-аватар, пришедший избавить мир от демона Бали.
- Когда каста воинов, кшатрии, испортилась, Параушарам пришел, чтобы избавить мир от них и их развращенности.
- Рама был сторонником дхармы или праведной жизни. Как муж и правитель, он пришел, чтобы продемонстрировать надлежащую жизнь и принятие своего долга и места в жизни.
- Кришну часто считают прем-аватаром, воплощением Божественной Любви. Его воплощение в первую очередь заключалось в том, чтобы вести преданных к бхакти, или выражению веры через преданную и любящую практику.
- Будда принимается многими вайшнавами как аватара. Он пришел, чтобы дать миру буддизм.
- Калки считается следующим аватаром в будущем.
4. Хануман
Хануман считается воплощением Шивы, который проявился как сын Вайю, бога ветра. Он также является слугой Рамы. В «Рамаяне», индуистском писании, в котором рассказывается его история, Хануман представлен как преданный и совершенный слуга. Считается, что его миссия или роль состоит в том, чтобы поддерживать последователей в достижении их конечной религиозной или духовной цели.
5. Полубоги
Полубоги — это подкатегория божеств или божественных существ, которым поручено контролировать определенные аспекты сотворенного мира. Считается, что они живут в царстве, называемом сварлока, и ими правит бог дождя и неба Индра.
Индра появляется на протяжении «Шримад-Бхагаватам» как существо с гордыней, которую Вишну (или одно из его многочисленных воплощений) нужно смирить. Другие полубоги: Ваю - бога ветра, Сурью - бога солнца, и Чандру - бога луны.
Понравилась статья? Жду мнений и пожеланий в комментариях! Вы же не забыли подписаться?