Тихо и незаметно прошла новость о планах нашего сотрудничества с Мьянмой. А ведь у тамошнего кровавого военного режима правительства, судя по ситуации с импортом нашей нефти, вполне рабочая управленческая модель мобилизационной экономики.
Я имею в виду создание всего через несколько дней после визита нашего министра иностранных дел Лаврова специального государственного органа, которому будет поручено закупать российские нефть и нефтепродукты. Называться он будет Комитет по импорту нефти.
Вроде маленькая новость, и прошла бы она мимо меня, если бы подобных действий не ожидалось от наших собственных властей для решения насущных задач, стоящих перед экономикой.
Но мы-то развитая демократия с большим количеством умных людей со светлыми лицами на руководящих постах. Некоторые даже очки носят.
Кстати, а вы задумывались, как надо было скукожить госуправление на уровне правительства, чтобы у нас был отдельный Центробанк, отдельный целый Минфин, Минэкономики, а всем реальным сектором, да еще и торговлей впридачу занималось одно Министерство промышленности и торговли?
Впрочем, сейчас не об этом. Раз уж речь зашла о Мьянме, давайте пару слов скажем об этом азиатском государстве. Собственно, граничит оно одновременно с Китаем и с Индией, ранее, до 1989, называлось Бирмой. Под этим названием оно до 1948 года являлось колонией Великобритании.
Проживает там 52,9 миллиона человек - рынок полне себе объемный. Валюта называется кьят. Цифры ВВП и прочие показатели экономики не знаю, имеет ли смысл смотреть: в начале 2021 года там произошел военный переворот на фоне сбойнувшего демократического института, когда обладающим реальной военной силой товарищам показались фальсифицированными итоги выборов, которые прошли не в их пользу.
Любопытно, что буквально за несколько дней до переворота Мьянму посещал никто иной, как наш министр обороны. Сергей Кужугетович обсуждал вопросы военно-технического сотрудничества. Видимо, с пришедшими впоследствии к власти военными.
Руководство Мьянмы, видимо, претендует на суверенную политику, отказываясь от продажи своей страны западу, подтверждением чему являются санкции со стороны США и осуждение переворота от Европы. При этом, не видит никаких причин отказываться от сотрудничества с нами. Можно сказать, мы с ними члены одного и того же клуба. Клуба стран, осознавших свое право быть независимыми.
Понятно, что ситуация в Мьянме от нашей отличается очень сильно, но на примере свежесозданного комитета мы сможем рассмотреть эффект от такой практики. По идее, взаимодействовать с нашей стороны с таким комитетом для налаживания цепочек поставок будет достаточно просто.
Имею в виду, что с помощью подобных рабочих органов реализует "режим единого окна" для всех контрагентов: российских экспортеров, импортеров из Мьянмы, транспортных компаний. Этот же комитет будет определять потребность в закупках, обеспечивать хранение и распределение на территории страны.
При этом для мьянманского правительства (оно носит название госсовета, но думаю это не принципиально) реализуется принцип единоначалия: у комитета будет руководитель, с которого и будут спрашивать.
В принципе, такой подход активно применяется в бизнесе в виде различных рабочих групп, проектных команд, когда нужно быстро решить какую-то задачу, организовать процесс.
Может быть, хотя и маловероятно, это каким-то образом подтолкнет к применению такой практики и у нас.
К тому же, ситуации в которых наши государства находятся схожи в главном: надо предпринять большие усилия для развития экономики за короткий срок.
Честно говоря, очень бы хотелось, чтобы у нас тоже не стеснялись создавать подобные комитеты. Но пока имеем, что имеем: ограниченное ручное управление и не отвечающие вызовам институты развития.