Найти тему

Как преодолеть одиночество?

Оглавление

Одиночество – это то, с чем сталкивается каждый в той или иной степени, и почти каждый стремится бежать от него. Но, как мы знаем, от себя не убежишь. Лучше разобраться с этим одиночеством. Что с ним не так, или, точнее, что с нами не так?
В самом глубинном, метафизическом смысле
человек перестаёт быть одиноким, когда обретает Истину. Но к этим глубинам надо ещё подобраться. А как обстоят дела в нашей ежедневной, обыденной жизни? Как избавиться от этой тоски одиночества? Для начала надо понять, откуда она берёт свои корни, какова психологическая подоплёка процесса.

Оказывается, наше мышление в реальной жизни раскачивается в разные стороны. При попытке разложить по полочкам одиночество с помощью рациональных процессов, абстрактных психологических моделей, т.е. теоретизировать вопрос, сама жизнь с её конкретными жизненными ситуациями отходит на задний план. Поэтому так необходимо раскрыть практический аспект одиночества, оттолкнуться от реальной истории.

Одиночество часто воспринимается как некая пассивная, страдательная форма. К примеру, в виде забитого несчастного человека господина Голядкина из повести Ф.М. Достоевского «Двойник», который потерял всяческий контакт с реальным миром из-за своих представлений и фантазий – думал разные думы, грезил разные грёзы о себе. И вот зацикленность на себе и полный эгоизм привели его к известным печальным последствиям.
Но есть одиночество и активное, когда вроде бы человек феерический, блистательный, но также оказывается тотально одиноким. Потому что
корень один – гипер-концентрация на себе, когда формируется позиция, при которой других людей вокруг словно не существует. Живого контакта с миром нет ни у первого, ни у второго. Другими словами, носители и пассивного, и активного одиночества оказываются под непомерной тяжестью этой самой гипер-концентрации на собственном «я», которая и формирует определённый тип восприятия человеком реальности. И без преодоления этого ложно сформированного восприятия реальности достичь контакта с другими людьми практически невозможно.

Примеры активного одиночества мы часто видим в людях с нарочито демонстративным поведением. Человек-игрок, к примеру, может рассказывать о себе фантастические истории, эффектно привлекать к себе внимание окружающих, делать широкие жесты напоказ, быть из тех, кого называют рубаха-парень. Но, при этом, никаких глубоких контактов у него не формируется. И стоит за этим страх одиночества. Такому человеку постоянно приходится поддерживать эту головокружительную легенду о себе, чтобы интерес других людей к нему не пропадал. Но люди не чувствуют в нём искренности, либо пугаются подобных «феерических особ» и порой чувствуют от них полное отчуждение. А человек остаётся настолько поглощён и озабочен созданием своего сногсшибательного образа (который, по его разумению, поможет ему оставаться в центре внимания), что реальных возможных контактов он не замечает. Простые добрые дела и знаки внимания конкретным людям выпадают из его поля зрения.
А именно это и могло бы сблизить его душевно с людьми.

Совсем крайняя форма привлечения к себе внимания – это реальная манипуляция, имеющая целью любым способом удержать чужое внимание на своей персоне. В итоге, используя подобные маневры, человек достигает прямо противоположного результата – теряет все и всех.

Возвращаясь к пассивному одиночеству, также заметим попытку привлечения внимания к себе, но уже с намерением вызвать жалость людей. Это может сработать на первом этапе, но, так сказать, одноразово, без закрепления. Ничего из этого не вырастает в дальнейшем.

Итак, в обеих манерах поведения прослеживается одна суть –
«питаться» за счёт других людей. И, как следствие, ожидаемый результат – сам человек не развивается!

-2

А что же происходит с таким человеком? Подобные вопросы разбирали такие крупные философы, как Иван Ильин и Виктор Франкл. Их мысль сводится к следующему: для достижения какой-то цели есть основание и есть причина. Для достижения счастья, к примеру, основанием может служить стремление к цели, которое опирается на фундаментальный, глубокий смысл. Другими словами, когда ты делаешь дело, которое считаешь значимым, то, даже не ища напрямую счастья, ты обретаешь его. А вот проблема возникает тогда, когда человек пытается достичь счастья «технически», т.е. создать для счастья причину (к примеру, вызвать психическое возбуждение алкоголем, компьютерными играми и т.п.). Для иллюстрации: причиной слёз может оказаться лук или соринка, а вот основанием – неприятность, горе.

Возвращаясь к нашей теме, можно сказать, что основанием для преодоления человеком одиночества является его внутреннее развитие. Просто и глубоко эта тема раскрыта у святителя Николая Сербского в его
«Письме фабриканту о душевной пустоте». Суть сводится к тому, что человек способен преодолеть одиночество только через собственное внутреннее развитие. Не в смысле личностного роста, основанного на эгоизме, о котором идёт речь на всевозможных тренингах, а в том глубинном смысле, когда человек вырастает сам внутренне как личность. Тогда он начинает видеть ближних, чувствовать их, у него возникает обратная связь с другими людьми, он становится нужным. «Люди вокруг ждут настоящего доброго человека. Стань находкой для них, пусть радуются!» – такой внутренний путь предлагает свт. Николай Сербский. Стать таким человеком, про которого люди могут сказать: это подарок на траектории моей жизни. Тогда никакого одиночества не будет!

Когда меняется точка зрения человека на мир и на других людей, когда человек преодолевает упор на себя (зависимость от своих оценок, которые он почитает единственно верным мерилом) - тогда он становится способным заметить в этой жизни что-то и кого-то помимо себя. Точки зрения, основанные на эгоистической интерпретации реальности, ставшие стеной между человеком и миром, преодолеваются не обрушением их через отключение сознания (как в эзотерике), а через их преображение.

Тогда одиночество сдает свои позиции, тает, о нем становится трудно вспомнить, как трудно становится вспомнить о подробностях сна при пробуждении.

* * *

Фрагмент из статьи "Одиночество. Изоляция",

которая является комментарием к некоторым беседам иеромонаха Прокопия (Пащенко) об одиночестве.
В отдельной беседе «Одиночество. Изоляция» одиночество рассматривается как тип реагирования на действительность (внутреннюю и внешнюю). Расширение опыта, изменение точек зрения на мир и других людей рассматриваются как основа преодоление одиночества.
Под изоляцией имеется в виду как социальная изоляция, которая сродни такому типу одиночества, при котором человеку чего-то не хватает для того, чтобы создать связи/отношения с другими людьми; так и фактическая изоляция - когда человек заперт, ограничен в передвижении.

Записи бесед выложены на сайте Соловецкого монастыря, в разделе «Пастырская страничка», в подразделе «Беседы о проблемах личности»

Ссылки на Яндекс.Диск:
Часть 1:
-Одиночество – тип реагирования на действительность
Часть 2:
- Сара из х/ф «Реквием по мечте» (из бесед «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»).
- Что почитать на тему преодоления одиночества - Роберт и принц Фредерик (из бесед «Женщина и мужчина. Одиночество и счастье»).
- Священник Геннадий Огрызков – человек, который не был одинок

Читать всю статью - на сайте Соловецкого Монастыря

#одиночество #социальнаяизоляция #отношениямеждулюдьми #какстатьсчастливым #жизньдлясебя #самопожертвование
#православие #христианство
#соловки #соловецкиймонастырь