В это статье мы поговорим о том, в чем смысл романа "Преступление и наказание", где же на самом деле находится дом старухи процентщицы и кого на самом деле убил Родион Раскольников.
1. Дом старухи процентщицы.
В Преступлении и Наказании, Достоевский, чрезвычайно точен в описании любых мелочей, особенно географических. Он поселил Раскольникова на ту же улицу на который жил сам. Он знал дворы в которых скрывался Родион Романович, он лично гулял возле дома Сонечки Мармеладовой, он числился и ходил в одну c Раскольниковым полицейскую контору.
Все места описанные Достоевским в романе реально сеуществовали в Петербурге 19-го века.
Жил Родион по адресу Столярный переулок дом пять.
Полицейская контора находилась на набережной канала Грибоедова 67, там сейчас детский садик.
А дом, где проживала старушка процентщица, согласно самой популярной версии, расположился на Набережной канала Грибоедова 104.
Эту версию в начале 20-го века предложил краевед Н.П. Анциферов. На доме весит памятная доска и версия считается официальной.
Но у этого предположения есть небольшие нестыковки с романом. Во-первых, из текста мы знаем, что от своих ворот, до дома Старухи, Раскольников шел ровно 730 шагов. Но если мы измерим расстояние которое должен был пройти Родион по описанному Достоевским Маршруту: через Тучков мост и Юсуповский Сад, то получиться около одного километра. Это многовато для 730 шагов.
Есть еще одна нестыковка. Когда Раскольников на следующий день после убийства отправляется в Полицейскую контору, то, выйдя из дома и, как пишет Достоевский, «дойдя до поворота во вчерашнюю улицу, он с мучительной тревогой заглянул в неё на тот дом и тот час же отвел глаза.
«Тот дом» - это дом старухи процентщицы. Но на пути от своей каморки до полицейской конторы у Раскольникова только один поворот, на Казначейской улице. И заглянув в неё он мог увидеть разве только что дом стоящий на другой стороне Канала Грибоедова. Сейчас там находится детская школа № 256
А вот во времена Достоевского там стояла не много не мало Церковь Воскресения Господня.
Давайте предположим что это и был настоящий дом старухи процентщицы.
Тогда же возникает вопрос, кто же в этом доме живет и кого Раскольников убил?
2. Кого убил Раскольников?
Преступление и наказание, первый роман Пятикнижия Достоевского написанный после возвращения автора с каторги заканчивается тем, что главный его герой отправляется на каторгу.
За что был чуть не расстрелян и отправлен в Сибирь сам Достоевский?
"За преступный замысел против государственной власти". Это официальная формулировка.
Достоевский был членом революционного кружка Петрашевского.
В начале романа "Преступление и Наказание" есть сцена, в которой Раскольников в трактире, случайно подслушал разговор двух товарищей о процентщице. Эта беседа метафорична. На мой взгляд, в этой сцене Достоевский описал одну из тем, которые обсуждались когда то в кружке Петрашевского.
«Сотню тысяч существований направленных на дорогу» - говорили они, - «Десятки семейств спасенных от нищеты. Убей её и возьми её деньги с тем, чтобы ч с их помощью посвятить потом себя на служение всему человечеству. За одну жизнь – тысяча жизней. Одна жизнь и сто жизней взамен. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна.»
Раскольников не простой преступник. Он метафора цареубийцы. Убей одного царя и сотни тысяч людей заживут другой жизнью. Освободи страну от монархии, которая присосалась к ней как вошь и миллионы русских баб и мужиков: крестьян и горожан, с самого рождения обречённых на то чтобы всю свою жизнь пребывать в бесправной нищете и разложении получат то, на что имеют право большее, нежели один человек располагающий всем.
Согласитесь, даже в наше время за такой текст могут посадить в тюрьму. И если бы Достоевский опубликовал его без метафор в 1866, то его бы на этот раз расстреляли бы точно. Но это только первый слой.
Раскольников – конечно же бомбист. Но старуха не царь. Она скорее русская православная церковь. Она берет десять процентов c залога, это ведь совсем, как церковная десятина. Она помыкает убогой сестрой Лизой, которая боится её ослушаться, как народ боится ослушаться церковь. У нее в дальней комнате спрятан сундук-алтарь, которому она приносит новые залоги. Она «богата как жид» но деньги свои не использует ни на что, ни на себя ни на людей, а все завещала, не бедной сестрице, а далекому монастырю, для того чтобы послушные монахи денно и нощно молились об усопшей старухе. У нее на двери колокол.
Так кого же убил Раскольников? По сюжету это была старушка и её беременная сестра Лиза. Получается, что Родион убил троих. Он убил царя, он убил церковь, и он убил ребенка который не может без царя и церкви родиться, встать на ноги и выжить. Это русский народ.
Раскольников убил троих: Православие, самодержавие, народность.
(Если вы не в курсе, это так называемая теория официальной народности.)
3. Что по поводу убийства совершенного Раскольниковым Думает Достоевский?
Достоевский считает его болезнью и безумием.
В эпилоге Раскольников видит сон в котором человечество поразила страшная чума, паразиты, который как бесы убивают не тело, но разум.
«Ему грезилось, будто весь мир осужден в жертву какой-то страшной, неслыханной моровой язве, идущей из глубины Азии в Европу. Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселившиеся в тела людей. Но эти существа были духи одаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные. Никогда не считали непоколебимее своих приговоров, своих научных выводов, своих нравственных убеждений и верований.»
Достоевский говорит о том, что любая глобальная идея, чтобы ни лежало в её основе: законность, мораль, религия или наука, любая идея которая кажется человеку настолько важной, что может заставить его перешагнуть через другое, пусть самое ничтожное и даже вредное но живое существо, такая идея есть болезнь.
Раскольников – метафора революционера который раскалывает общество, отрубая народ от веры, от корней. Но причина его действий – болезнь идеями социализма. Его действия глупы и беспорядочны: совершив убийство он не смог забрать из дома богатства процентщицы, он выдает себя в полицейском участке и в беседах со следователем, в разговоре с друзьями и родственниками он часто ведет себя как больной ребенок и несет полную чушь. На языке так и вертится, что ведет он себя как идиот.
И совсем не случайно, что второй роман Пятикнижия Федора Михайловича называется именно так. Идиот – это логичное продолжение романа Преступление и Наказание, не по сюжету, а по развитию мысли Фёдора Михайловича Достоевского.
О романе Идиот мы расскажем в одной из следующих статей. Подпишитесь чтобы ничего не пропустить. А если у вас есть другое любимое произведение и вы хотите, услышать его интерпретацию, то смело пишите в комментариях.
По лучшим предложениям я напишу новые статьи.
-----------------------------------------------------------------------
Мои статьи о Пятикнижии Достоевского на Dzen:
Статья о том, как понимать литературу:
------------------------------------------------------------------------
Видео-версия статьи на YouTube:
------------------------------------------------------------------------
Для самых пытливых:
Работа Бориса Николаевича Тихомирова "Вновь об адресе старухи-процентщицы"