Найти тему
Ваш Реставратор

Показываем наглядно весь процесс реставрации!

Молитвослов, 1915 год.

Нам часто пишут, что реставрация книг похожа на волшебное превращение. А вот научный подход и важные технологические процессы остаются в тени. Сегодня мы хотим поделиться результатами большой и серьезной работы. Перед нами стояла задача не только отреставрировать книгу, но и сделать реставрационный распорот объекта для будущих поколений!

Очередным гостем мастерской стал молитвослов, изданный в московской синодальной типографии. Мы не раз говорили, что издания религиозного характера входят в топ самых реставрируемых книг, и на это есть несколько причин. Как правило, такие книги долго находятся в личном пользовании, поэтому они быстрее требуют ремонта или поновлений. Другой  не менее важный фактор состоит в их культурной значимости.

Мастерам предстояло выполнить обширный комплекс реставрационных работ. Для наглядности мы постарались запечатлеть каждый этап восстановления на фото и подробно описать все детали процесса!

-4

Перед началом любой реставрации необходимо сделать фотофиксацию, подобрать материалы и провести ряд лабораторных исследований. Нужно понять, как будет вести себя бумага во время промывки. А на листах есть еще и надписи чернилами, с которыми работают отдельно!

Далее следует аккуратно вручную разобрать книгу, удалить металлические скобы и остатки клея. Перед промывкой мастера бережно обеспыливают каждый лист и закрепляют специальным раствором чернила.

Как происходит промывка? Мы погружаем листы на подложке из сетки в состав “Персоль” на 15 минут и затем промываем в проточной воде еще 45 минут. Это приблизительное время, если необходимо, можно промывать листы несколько раз.

-7

Следующим этапом идет восстановление листов. Для этого этапа потребуется световое стекло, так как без подсветки трудно заметить мельчайшие детали. Затем мастера совмещают места разрывов и пропитывают их самым безопасным крахмальным клеем. Все места разрывов укрепляем японской бумагой. После восполнения утрат листы помещаются в пресс на сутки и в сухой картон для того, чтобы клей полностью высох и не деформировал при высыхании листы.

Некоторые листы в книге были утрачены, мы нашли недостающие фрагменты книги в аналогичном издании, перепечатали на реставрационной бумаге и тонировали под авторский книжный блок. Затем мы собираем все тетради и оставляем под прессом.

Когда все тетради собраны по порядку, их нужно сшить в новый книжный блок. Весь процесс наглядно запечатлен на фото. На этом этапе верные друзья реставратора сшивальный пресс, прочные нити и очень много терпения!

-10

Далее идет кругление книжного блока. Это нужно не просто с эстетической точки зрения, но и для того, чтобы продлить жизнь переплету и блоку. Книга помещается в тиски, корешок промазывается клеем, и “отбиванием” молотка мастер добивается нужного скругления. Когда клей высох, добавляются капталы и ляссе.

А вот и самое интересное – реставрация металлических накладок. Отделяем от переплета форзацы, обрабатываем их специальным составом для удаления окислов металла. Следующим этапом по аналогии с бумажными листами идет “промывка”, но в данном случае это скорее похоже на химическую обработку. Для работы с химическими летучими веществами нужен большой опыт и специальное оборудование!

Затем мастера очистили бархатный корешок и поместили его на блок, вставили книжный блок в переплет. Бумага плохо “дружит” с металлом, поэтому нужно было проложить защитный слой электрокартона и вощеной бумаги. Это поможет избежать дальнейшей деформации листов со временем.

Весь технологический процесс по просьбе владельца книги мы подробно описали и сшили в отдельную книгу - паспорт. Последним этапом сделали удобный футляр для хранения Молитвослова и паспорта. Была проделана масштабная работа, но результат точно того стоил!

Так кто же все-таки реставратор– волшебник или ученый, или и то, и другое?

Вашим книгам и фото нужна помощь? Приглашаем Вас в нашу мастерскую!

Подписывайтесь на нас в: 👉 Instagram 👉 YouTube 👉 Facebook👉 Telegram