В интернете можно встретить фотографии пленного советского политрука, который разговаривает с солдатами и офицерами 16-й армии вермахта. Эти снимки датируются самым первым днём войны – 22-м июня 1941 года.
Где происходит действие? Кто этот человек и какова его дальнейшая судьба, после допроса?
Фотографии эти были сделаны немцами в окрестностях посёлка Виштитис (Литовская ССР). На них запечатлён Дергунов Иван Артемьевич, 1914-го года рождения, родом из села Большие Ремезенки Чамзинского района Мордовской АССР.
На момент начала войны он служил политруком Четвёртой погранзаставы 107-го Мариямпольского погранотряда. Точнее, заместителем начальника заставы, мл. лейтенанта Брайко Николая Ивановича, – по политической части.
✅В нашем телеграмм-канале Вы найдете другие интересные статьи на тему советской истории, истории мировых войн, а также крупнейших сражениях нашей армии, рекомендую! ⬇⬇⬇
Переходите по этой ссылке
О чём рассказал выживший пограничник?
В посёлке Виштитис располагалась 1-я комендатура (1-я, 2-я, 3-я и 4-я заставы) 107-го Мариямпольского погранотряда. В этой комендатуре сверхсрочником служил (также по политчасти, в отделе политпропаганды) Григорий Ионович Мягков. Ему посчастливилось выжить на войне, после которой он более тридцати лет проработал в органах Министерства внутренних дел СССР.
К началу Великой Отечественной за плечами у Мягкова было 5 лет службы в пограничных войсках, всё время на территории Белорусской и Литовской ССР. Именно в 107-м погранотряде он служил уже целый год, с июня 1940-го.
«С 19 по 22 июня 1941 года против участка нашей комендатуры немцы подтянули большие силы: мотопехоту, танковые части и артиллерию. Участок здесь охранялся усиленно, линейным заставам были выделены все резервы. В комендатуре оставались лишь отдельные тылы и отделение связи. 21 июня в 23:00 пограничные наряды 5-й и 7-й застав имели столкновение с пьяными солдатами регулярных частей немецкой армии, которые одиночками и группами начали нарушать линию границы и переходить на советскую территорию», – читаем мы в воспоминаниях Григория Ионовича.
22 июня 1941 года в 3:40 со всех застав в комендатуру посыпались донесения по телефону: массовый перелёт авиации противника на низкой высоте на нашу территорию! сплошной гул моторов на земле!
В отряд об этом доложить не удалось, так как телефонная связь была сразу же прервана в результате авиаудара люфтваффе по городу Кальватия, через который проходила телефонная линия. Капитан Толмачёв переключился на рацию, но ответа из отряда не добился.
В 4:00 поступили донесения: по заставам начался артобстрел, причём немецкие снаряды ложились прямо на ДЗОТы. Связь с заставами после этого также прервалась. Как и с подразделениями 11-й армии, стоявшими позади погранотряда.
Пограничники и бойцы 11-й армии вступили в бой с немецкими войсками вторжения –разрозненно, каждый на свой страх и риск. Они сражались героически, но – без единого и толкового руководства по организации отпора противнику.
Командование в это время занималось тем, что быстро готовило транспорт, грузило на него документацию, оружие, боеприпасы, имущество и семьи начальствующего состава – для эвакуации в тыл.
Имена героев, сохранившиеся в памяти через время
Несмотря на значительное превосходство противника, у пограничников не было ни растерянности, ни паники, – пишет Г.И. Мягков. Геройски проявил себя пулемётчик И. Н. Цикало. Своим «максимом» он долго отгонял вражескую пехоту, пока не погиб. Проводник служебной собаки старший сержант (имя его, к сожалению, осталось неизвестным) уничтожил из ручного пулемёта больше десятка немецких солдат и сам погиб.
Геройски бились в первый день войны, и забрали с собой на тот свет много гитлеровцев, – капитан С. И. Старцев, младший лейтенант Кульман, пулемётчик Фролов; мл. сержант Максимов (также пулемётчик).
Более того, Г.И. Мягков свидетельствует о том, что жёны командиров Старцева и Кульмана тоже вступили в бой (!), и также погибли 22 июня 1941 года, вместе со своими мужьями.
А герой этих известных фотографий политрук Дергунов – поднял бойцов в штыковую атаку, когда уже у пограничников закончились боеприпасы. По свидетельствам Г.И. Мягкова и местных жителей, в этом отчаянном броске погибло 18 пограничников. Остальные были взяты в плен, в том числе и Иван Артемьевич Дергунов.
Я уверен в том, что он даже не предполагал, что у немецких военных есть негласная инструкция – расстреливать на месте всех политработников Красной Армии. И в целом, конечно, не предполагал, насколько беспощадные цели преследуют немцы в отношении восточных славян. Иначе живым бы он не дался.
Потому что, по свидетельствам местных жителей, после допроса и фотографирования немцы Ивана Артемьевича тут же хладнокровно застрелили. И распорядились похоронить его вместе с другими погибшими пограничниками – в одной братской могиле. Что местные жители и выполнили.
Вот таким был всего один эпизод трагического первого дня войны.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍YouTube, Телеграмм. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, в чём причина трагедии первых дней войны?