Найти тему
СПЕКТР АУТИЗМА

Метод отдельных блоков (DDT). Обучение навыкам дискриминации детей с нарушенями в развитии.

Любое занятие DDT (Discrete Trial Teaching) состоит из серий отдельных обучающих блоков, каждый из которых занимает небольшое количество времени и имеет четко обозначенные начало и конец.

Во время обучения отдельными блоками инициатива идет от взрослого: он дает инструкцию ребенку, получая взамен нужную реакцию или действие, что говорит о понимании ребенком данной информации.

В течение обучающих блоков все необходимые материалы для занятий должны быть подготовлены заранее так, чтобы не возникали продолжительные паузы. Также важен быстрый темп предоставления инструкции, для сохранения концентрации внимания на занятии. Обязательным элементом для взрослого в процессе является, фиксирование данных о работе ребенка в каждом блоке, это необходимо для отслеживания прогресса.

Обучение методом отдельных блоков выражается в строгой индивидуальности. Т. е. целевые навыки, на овладевание которыми направлено обучение, определяется конкретно для каждого ребенка. Также и приемы, которые использует взрослый во время занятий, должны быть адаптированы для отдельного ученика с учетом его потребностей и возможностей.

Фундаментальной единицей DDT является обучающий блок, который состоит из пяти базовых элементов:

1) Сосредоточенность: взрослый привлекает внимание ребенка

2) Озвучивание инструкции: взрослый дает инструкцию ребенку

3) Реакция ребенка на инструкцию

4) Последствия: в зависимости от правильности реакции ребенка на инструкцию, взрослый либо дает поощрение, либо нет

5) Интервал блоков: короткий временной отрезок между обучающими блоками.

Рассмотрим кратко каждый элемент...

1. Привлечение внимания.

Первостепенная задача взрослого - убедиться, что ребенок готов к обучению и его внимание обращено на взрослого. Не мало важен контакт "глаза в глаза".

Должны быть соблюдены условия для занятий: обучение происходит за столом в помещении, где отсутствуют отвлекающие факторы (звуковые, визуальные, речевые, обонятельные), а материалы лежащие на столе должны относиться только к текущей учебной задаче.

Вариант оформления кабинета для занятий по АВА терапии
Вариант оформления кабинета для занятий по АВА терапии

Некоторые дети с особыми потребностями достаточно быстро учатся сосредотачивать внимание на занятие, однако другим бывает не так просто усвоить этот навык.

Одна из частых причин отсутствия контакта взрослый-ребенок - выбранное подкрепление недостаточно значимо для ребенка, что говорит о слабой мотивации. В этом случае стоит вернуться к поиску более желаемого поощрения.

Еще одной причиной может стать большая сложность или длительность заданий, либо опыт в безуспешном обучении данного навыка. Здесь можно разделить задачи на несколько более простых, применять комбинирование уже освоенных навыков с новыми, а также включать в обучающие блоки простые задания.

Признаки направленного внимания:

❖ устанавливает зрительный контакт;

❖ лицо обращено к учебным материалам;

❖ сидит спокойно;

❖ руки лежат на коленях или на столе.

-2

2. Озвучивание инструкции.

Каждая часть обучающего блока начинается с инструкции от взрослого.

Инструкция в рамках обучению дискриминации является некоторым сигналом к действию.

Научить ребенка обращать внимание на определенные элементы инструкции - это цель, на которую направлено обучение навыкам дискриминации.

3. Реакция ребенка на инструкцию.

При написании каждой обучающей программы педагог обязан включить в нее описание ожидаемой реакции.

Положительное выполнение программы учеником будет означать, что он освоил "целевое поведение".

Пример целевого поведения: ученик будет указывать на свой нос указательным пальцем ведущей руки каждый раз после инструкции взрослого "Покажи свой нос!", без использования подсказок в 80% из 100%.

4. Предоставление подкрепления

Правильная реакция ребенка всегда должна положительно подкрепляться предоставлением желаемым поощрением, которое выбирается исключительно предпочтениями самого ученика. Чем желаннее поощрение, тем выше мотивация к выполнению задания.

В процессе обучения методом отдельных блоков, часто используют Тoken-economy - жетонную систему вознаграждения
В процессе обучения методом отдельных блоков, часто используют Тoken-economy - жетонную систему вознаграждения

Определять предпочтения ребенка нужно до начала занятий в виде пробных тестов, например, минимальная оценка предпочтений стимула, когда ребенку предлагается несколько предметов на выбор.

При использовании подкреплений следует учитывать некоторые моменты:

√ поощрение должно представляться незамедлительно и только после необходимой реакции;

√ необходимо использовать значимые подкрепления;

√ если ребенок не дает правильного ответа, поощрение не предоставляется.

В случае, если ребенок имеет более серьезные когнитивные нарушения, поощрение должно быть очень желаемым и допускается выбор в пользу пищевого подкрепления при обучении новому навыку.

5. Интервал между блоками

Промежуток времени между окончанием одного блока и началом следующего должен быть непродолжительным. Это позволит сохранить темп работы и концентрацию внимания ребенка во время всего занятия.

Выдерживать короткие интервалы между блоками требует особой практики от взрослого. Поэтому все материалы и бланки для сбора данных нужно подготовить заранее.

Использование подсказок

При обучении ребенка с особенностями в развитии совершенно новому навыку, необходимо свести к минимум совершаемых им ошибок, так как это будет мотивировать его к дальнейшим достижениям. Для этого применяют безошибочное научение при помощи подсказок.

-4

Существует несколько вилов подсказок: физическая, речевая, жестовая, визуальная и т.д. Но самой действенной является физическая подсказка.

Однако стоит взять во внимание два факта:

1. Подсказка, которую выбирают взрослый, должна быть такой, чтобы ребенок умел правильно на нее реагировать.

2. Главная цель при обучении дискриминации, научить ребенка самостоятельно реагировать на инструкции вообще без подсказок. В связи с этим, необходимо, во время всего процесса занятий, уменьшать количество и степень подсказок.

В завершении статьи выделим не менее важную функцию при обучении дискриминации - сбор и анализ данных.

Запись данных необходима для того, чтобы видеть успешность и продвижения или совершаемые ошибки во время обучения.