Противоречия внутренней политики Александра III существовали во многих сферах государства, в том числе и в образовании.
В июне 1884г. в Российской империи начали действовать Церковно-приходские школы - начальные школы при церковных приходах, находились в ведении духовного ведомства, то есть Святейшего правительствующего синода.
В одноклассных ЦПШ изучали Закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение. В двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Что было безусловно прогрессивным явлением для отечественного образования.
Однако уже через 3 года в июне 1887г. вышел печально известный Циркуляр "о кухаркиных детях" , разработанный в канцелярии министра просвещения И. Д. Делянова, по которому рекомендовалось ограничить доступ детей податных сословий (лакеев, кучеров, прачек и т.д.) в гимназии и прогимназии (боролись с распространением революционных идей).
Таким образом, ограничивалось поступление профессиональных кадров в развивающуюся российскую экономику, что приводило к замедлению темпов развития страны.