Найти тему

Как учить финский, чтобы поступить? Моя история.

В этой статье я расскажу, как и где я учила язык для поступления в финскую гимназию.

Моя история изучения языка непростая. Я не могу точно ответить на вопрос, сколько учу финский. Не знаю. Но могу сказать, когда начала - четыре года назад, в феврале 2019-ого. Тогда у меня не было никакой определённой цели. Я решила, вот выучу, тогда и буду думать, что с этим делать. Что в корне неправильно).

Эта статья будет сопровождаться фотографиями весеннего Йоенсуу. Фото автора.
Эта статья будет сопровождаться фотографиями весеннего Йоенсуу. Фото автора.

Когда Вы к чему-то приступаете, цель обязательно должна быть. По опыту, именно цель вытягивает, когда мотивация заканчивается. Я же просто боялась загадывать, а потом не оправдать свои ожидания (как бы глупо это ни звучало).

Но подобные идеи, естественно, сами собой не приходят. Тогда мне просто понравилась песня Ievan polkka группы Loituma, вернее звучание финского языка в ней, и я подумала, что хочу научиться разговаривать так же.

Моя идея получила поддержку, и, вот, по первой ссылке "курсы финского спб" была найдена языковая школа, где, впоследствии, на курсах я выучила язык на достаточный для поступления уровень.

Но если бы история закончилась на этом, я бы не назвала её непростой:)

Фото автора.
Фото автора.

Я училась только в группах, это к тому, что всё возможно и без индивидуального обучения. По крайней мере, в плане колледжей и гимназий - для ВУЗа подготовка должна быть уже серьёзнее.

В первой моей группе занятия шли по 3 часа в неделю по субботам. Длина курса была около 4 месяцев. Такой вариант был выбран, потому что на тот момент суббота была у меня свободным днём, и не пришлось бы ничего ни с чем совмещать. Однако такой график оказался достаточно сложным - мы просто "бежали" по учебнику. В такой группе расчёт был на быстрое усвоение большого объёма информации, а затем на усердное его повторение в течение недели.

С самодисциплиной, усердием и пониманием "а зачем мне это?" у меня всё было не очень хорошо, и потому по окончании курса мои знания были, честно говоря, такие себе. Но всё-же были. Хоть я и делала все домашние задания, новым словам, как и грамматике, уделяла очень мало времени, что-то запоминалось, а что-то нет. Да и в группе особо замотивированных почти не было, кто-то учил финский для себя, кто-то по работе, большинство учеников время от времени пропускало занятия. Был один единственный молодой человек, который действительно что-то учил сам и заметно выделялся среди нас.

В мае 2019 мы закончили первый учебник и попрощались.

Фото автора.
Фото автора.

Весь следующий год я о финском не вспоминала, ушла совсем в другую сферу, и времени просто не оставалось. А потом... июнь 2020, карантин в самом разгаре. Многие в этот период нашли себе новое хобби или занятие. А все новое, как известно, хорошо забытое старое. В той же языковой школе проходил набор на онлайн курсы. Я решила дать своему финскому второй шанс.

И вот теперь я, пообещавшая себе на этот раз идти до конца, заново прохожу курс с нуля. Теперь 3 раза в неделю по 1,5 часа. Было очень непривычно. Сильно изменился темп занятий, в связи с этим стало легче.

Всё шло хорошо до начала учебного года. Времени становилось всё меньше и меньше. Совмещать оказалось непросто. Часто не успевала делать задание к уроку финского. В начале курса нас было человек 10, под конец изучения второго учебника осталось только 2. Учёба проходила уже более добросовестно, я учила слова и правила, хоть всё ещё и не понимала, зачем. Но всё же к августу 2021 второй учебник был пройден, и уровень А2 получен.

Фото автора.
Фото автора.

И вот ключевой момент в моей истории. Необходимо было двигаться дальше: либо оставаться в своей онлайн группе, либо переходить в оффлайн, что стало возможно, так как ковидные ограничения сняли. Трезво оценив ситуацию, я поняла, что в очной форме занятий все же легче общаться с преподавателем, и вообще отношение к учебе складывается по-другому: более ответственно подходишь к делу. Выбор очевиден. В офисе языковой школы, я впервые услышала о специальных группах для подготовки к поступлению, в которых занимаются планирующие подаваться в учебные заведения средней ступени, а именно, в лицеи и колледжи. Также меня заверили, что здесь учатся исключительно замотивированные, и преподаватель спрашивает с учеников куда больше, чем в обычной группе. И если раньше у меня не было цели, а всего лишь смутные планы по учебе в финском ВУЗе "как-нибудь когда-нибудь", то с этого момента я начала всерьез рассматривать вариант среднего образования в этой стране.

Так мой выбор пал на группу подготовки к поступлению. На тот момент у меня совершено не было представления о вариантах колледжей и специальностей (про гимназии я даже и не слышала), поэтому пошла на курсы с целью поступить в разрекламированный среди русских колледж "Riveria" на специальность медиа.

Фото автора.
Фото автора.

Группа полностью оправдала мои ожидания. Преподаватель действительно была заинтересована в подготовке своих студентов. К слову, все её ученики в конце концов поступили, как я узнала позже. Ощущалась разница, например, в количестве и сложности домашней работы: если в своей прежней группе мы часто получали задание доделать упражнение до конца, то здесь сделать нужно было как минимум четыре таких упражнения, плюс к этому сочинение и пересказ текста/подготовка к словарному диктанту. Также мы часто готовили презентации или проекты по той или иной теме. Да и, следовательно, уровень учащихся сильно отличался в лучшую сторону. В такой группе работать "на результат" было легче. Как можно догадаться, о выборе я не пожалела. Тем более именно здесь я узнала о возможности поступить в лукио (финскую гимназию), где и учусь на сегодняшний день. Но в то время я не знала ни о каких плюсах таких гимназий - меня больше привлекла возможность легкого поступления (относительно колледжей).

В гимназиях, которые принимают на учёбу русских, и в целом иностранцев, есть определенное количество мест, на которое финны никак не влияют. В то время как в колледж (где количество мест не определено и варьируется в течение года) поступают и финны с опытом работы, и финны, планирующие получить профессию, и русские. Причём предпочтение отдается первым двум.

Со временем я узнавала о лукио все больше и больше: смотрела вебинары с ответами на вопросы, искала группы вконтакте, сайты школ, соц. сети учеников, видеообзоры на youtube и т.п., параллельно изучая язык на курсах. Но, тем не менее, с выбором учебного заведения мечты я не могла определиться до последнего. В моем списке, как я уже писала раньше, было всего пять лукио: Tohmajärven lukio, Kiteen lukio, Sallan lukio, Posion lukio и Savukosken lukio. У каждого из них были свои плюсы (углубляться в них сейчас не буду), но конкретно Тохмаярви привлек меня местоположением и современным зданием школы. Для поступления было необходимо сдать языковое собеседование с представителем лукио (это может быть учитель, директор или завуч). В этой статье я подробно рассказывала о своем собеседовании и давала советы по подготовке.

Фото автора.
Фото автора.

Собственно, в апреле я получила письмо с сообщением о том, что поступила. И история с изучением языка на курсах заканчивается. Когда-то я обещала её рассказать в блоге, и вот, наконец сделала это.

И мой совет: не бросайте изучение языка, даже когда получите учебное место. Языковая среда способствует обучению, но не сделает все за вас. Читайте книги на адаптированном языке, слушайте новости на финском, смотрите сериалы. Способов и ресурсов бесконечно много (вот некоторые из них).

Спасибо, что дочитали до конца. Мне было приятно поделиться своей историей с вами, надеюсь, она была полезна или хотя бы показала, что в поступлении на учебу в другую страну нет ничего сверхъестественного, и шанс есть абсолютно у каждого.

👍