Покупки в знаменитой парижской галерее Поля Дюран-Рюэля стали точкой отсчета в сложении французской части собрания Ивана Абрамовича. И хотя Морозов – не первый русский коллекционер, обративший внимание на импрессионизм, только у него это направление оказалось представлено настолько основательно. В первых шагах Морозова-собирателя, несомненно, сыграли роль дружеские связи с русскими художниками – Сергеем Виноградовым, Валентином Серовым и Константином Коровиным, у которого Иван Абрамович брал уроки.
Выполненные в сдержанных тонах пейзажи Альфреда Сислея и Камиля Писсарро, появившиеся в морозовском доме в 1903 году, выглядели скромнее раскрепощенных и эмоциональных картин московских приятелей мецената, а важную для импрессионизма тему быстрой фиксации состояний природы коллекционер увидел в этюдах Исаака Левитана. Неослабевающее внимание к наследию импрессионизма помогло Морозову превратиться из скромного собирателя в самостоятельного коллекционера-куратора с ясно определенным подходом.
Ключевыми в коллекции стали работы-манифесты, такие как «Бульвар Капуцинок» Моне или «Портрет актрисы Жанны Самари» Ренуара.
Портретный жанр в мягкой интерпретации Огюста Ренуара стал для Морозова наиболее близким в импрессионизме. Недаром так родственны этой эстетике и заказанные самим меценатом портреты: жены, Евдокии Сергеевны Морозовой (урожденной Кладовщиковой), выполненный Серовым, и собственный, по воспоминаниям, написанный всего за два часа Коровиным.
С этими работами семейство коллекционера словно входит в галерею образов истории нового искусства, а импрессионизм становится частью домашнего быта: недаром в морозовской личной библиотеке книги о Ренуаре получили переплеты такого же облика, что и модные дамские журналы.
Генеральный спонсор выставки — Банк ВТБ
📍Билеты, экскурсии и вся информация о выставке «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых»