Найти тему
@uspeh_rebenka

Что должен чувтсвовать ребенок после ваших воспитательных приемов?

Диалог об экранном времени часто превращается в монолог родителя, который строиться примерно одинаково: “Я сказал(а) положил(а) телефон и пошел делать …”.

Мы понимаем почему так говорим - из желания не допустить развитие интернет-зависимости. Но данная фраза присуща диктаторам, а современный ребенок, который переполнен различной информацией из видеоблогов и всемирной паутины в целом, прекрасно видит, что у кого то может быть по-другому.

Понимание, что родитель со мной “жестит” создает подавленное настроение. Частое использование подобного стиля воспитания приводит к неудовлетворенности своей жизни в целом.

Во времена процветания социальных сетей нестабильная подростковая психика и так постоянно вынуждена справляться с нагрузкой сравнения. То есть у кого то лучше, меня это сильно задевает, все плохо. А, если к этому добавляется родитель, который не понимает вообще, что со мной сейчас происходит, то неудовлетворенность своей жизнью растет.

А следом подтягивается желание это недовольство как то исправить. Как? Правильно, вовлечением, проявлением зависимого поведения. Чем больше эта система практикуется в семье, тем быстрее подросток перескочит с так называемых поведенческих зависимостей (интернет-, игровая зависимость и др. на химические (вэйпы, курение, алкоголь, легкие наркотики).

Обсудим альтернативу. Главная цель - при обсуждении экранного времени со своим ребенком или подростком не оставлять его в подавленном состоянии, ужиненным или обделенным. Сразу добавим, что скука является основной причиной, почему ребенок зависает в телефоне. Поэтому лучший способ - интересная, насыщенная жизнь. Сейчас обсуждаем случай, когда есть задачи, которые необходимо делать. Например, домашнюю работу. И надо переключаться.

Вопрос обсуждения экранки подразумевает, что с вами всегда можно договорится. И не надо бояться, когда Зумер начинает торговаться: “Ну еще десять минут!”. Мы обычно  в этот момент срываемся с мыслью, что современная психология фигня и ничего не работает. Но в следующий раз попробуйте своему ребенку уступить, чтобы на выходе он не чувствовал себя лузером, которому указывают как жить, хотя он уже давно обалденно взрослый и умный. То есть в ответ на торг мы говорим: “Блин, какой же ты упорный, умеешь отстаивать себя и свою позицию! Давай через 10 минут принимай решение. Я наблюдаю!”

Со временем одни подростки убеждаются, какая жизнь невыносимая и начинают думать, как облегчить свою ношу нарастанием зависимого поведения. А другие, наоборот, и в цифровом городе развиваются, и прекрасно себя чувствуют в реальной жизни, потому что не испытывают проблем в социуме -  он же отстаивает свою точку зрения и уверен в себе. Ему самые близкие люди с детства от этом говорили. Кстати, именно стеснительные, малообщительные дети более склонны к вовлечению в интернет-жизнь. Компьютер им становится и другом, и подругой. Как профилактика - политика открытого дома для всех друзей.

Я по этой же схеме как то сказала восьмилетке: “Ты же целеустремленный”. Через некоторое время, в совершенно другой ситуации и другом контексте он мне заявляет: “Я же целеусмленный!”. Ребенок тогда не смог выговорить слово, но в голове уже это усвоилось. А дальше эти установки будут работать всю оставшуюся жизнь, в том числе самостоятельно справляться с влечением и удовольствиями, которые окружают личность везде.

При вопросах обсуждения экранного времени руководствуйтесь фразой - “Со мной всегда можно договориться”.

И создавайте ощущение, что ребенок вышел победителем, отстоял свою позицию, вышел на договоренность в свою пользу.  Ведь по большому счету не так важны 5-10 минут экранного времени, даже час. Вы же добиваетесь двух целей - он/она практикует навык самостоятельного переключения с экранки и планирования времени, и поднимаете значимость в своих же глазах (то, от чего страдают дети в семьях с доминирующей авторитарной позицией взрослого).

Важнее, чтобы дети после воспитательных приемов нашли себя в  состоянии удовлетворенности и самоуважения, а не подавленности и внутреннего отторжения от всего, что только что произошло.