Найти в Дзене
Репортёр

Российский эталон. С помощью Urals хотят обходить санкции

ИА Bloomberg пишет о планах российского правительства разработать национальный бенчмарк нефти, а также начать торговлю нефтью на его основе уже в октябре 2023 года. Bloomberg опирается на слова российских чиновников, подтвердивших, что работа над бенчмарком стартовала ещё в марте 2022 года.  Итак, что это за штука такая и почему её до сих пор нет?

В настоящее время Urals (основной российский экспортный сорт нефти) покупается и продаётся в долларах. Но Urals — сорт не маркерный, собственной цены у Urals по сути нет: цена на наш сорт нефти определяется как «цена сорта Brent минус X долларов».

До начала военной операции X колебался в пределах 1-2 долларов (а в январе-феврале Urals стоил даже дороже Brent, что стало сенсацией), потом взлетел до 30-40. Сегодня, судя по данным биржевых торгов, разница составляет 17-20 долл.

Тут есть сразу несколько проблем. Нет собственной цены и расчёт через Brent, цена в долларах. Между тем попытки экономической и финансовой изоляции России Западом, приведшие к пересмотру приоритетов во внешней торговле, требуют наличия собственного ценового эталона. И желательно, чтобы он не выражался через западные финансовые инструменты: как Brent, так и доллар.

Собственно, сам же Bloomberg пишет о том, что создание национального ценового эталона на нефть необходимо правительству РФ для противодействия санкциям. Сделки не в долларе Штатам сложнее отслеживать, снижаются риски для покупателя (из которых сегодня, в основном, и складывается та самая скидка к Brent).

В общем, дело хорошее. Почему же такого эталона не существует до сих пор? Ответ прост: попытки создать этот эталон ведутся с середины 2000-х и пока безуспешно: одного только решения правительства и рабочей группы для этого недостаточно.

Западная система торгов — это не только индикатор. Это и срочный рынок, и хеджирование [страхование рисков — Репортёр], финансирование, связанная стоимость топлива на рынках государств-потребителей. Готовы ли наши банки финансировать участников торгов? Готовы ли хеджировать риски? Готовы ли участвовать на срочном рынке?.. Готовы ли производители нефти из России торговать на этом базисе?», — поясняют проблемы создания национального ценового эталона авторы телеграм-канала Oilfly.

Иными словами, кроме желания российского правительства необходимо ещё и готовность покупателей к новой схеме купли-продажи. Как показала весенняя история с газорублём, нет ничего невозможного. Проблема в том, что тогда «Газпром» и правительство поставили страны ЕС и их энергетические компании перед фактом: или так, или никак.

В случае с нефтью речь пойдёт уже не о странах ЕС, а о дружественных России Китае, Индии, Турции, Индонезии и прочих, кто сегодня наращивает закупки Urals. Их ставить перед фактом немного не с руки. Однако тот же Oilfly предупреждает, что «…без принуждения мы не получим ничего, кроме пресс-релизов о продаже первой (и скорее всего последней) партии в первый день торгов».

Эксперт БКС Экспресс Игорь Галактионов указывает, что даже запуск Китаем нефтяных фьючерсов в юане хотя и имел результат (их прошлогодний оборот на Шанхайской международной энергетической бирже эквивалентен 2,9 трлн долл), но не смог как-то существенно потеснить эталоны Brent и WTI (при том, что на WTI приходится всего 1-1,5% мирового рынка, к тому же она добывается и перерабатывается в США, не уходя на экспорт).

В то же время весь нефтяной экспорт РФ в прошлом году составил 110 млрд долл — существенно меньше объёма торгов в Шанхае.

«…более вероятно, что цены на российский экспорт через какое-то время могут оказаться привязаны как раз к бенчмарку в юанях», — прогнозирует эксперт.

Действительно, ведь с разворотом энергоэкспорта на восток роль Китая как покупателя российской нефти ещё более укрепляется. Логично ожидать с его стороны попыток навязать нам собственный финансовый инструмент — вместо того, чтобы поддерживать наш.