Найти тему
Шакко: об искусстве

Кардинал Ришелье в 3D. Каким было его телосложение?

Мы хорошо представляем великого кардинала по сохранившимся портретам. Но живопись часто льстит. Давайте сравним со статуей, ведь разглядывая ее, можно представить человека, пусть даже давно умершего, гораздо более тактильно.

Портретов маслом Ришелье сохранилось много. Лучше его писал французский мастер Филипп де Шампань.

Филипп де Шампань. Фрагмент портрета из Лондонской национальной портретной галереи
Филипп де Шампань. Фрагмент портрета из Лондонской национальной портретной галереи

Но оценить телосложение кардинала по этим картинам трудно: положенные ему по статусу одеяния очень скрадывают фигуру.

Самым великим скульптором того времени был итальянский мастер Лоренцо Бернини. Кардиналу хотелось иметь свое изображение его работы. И такой бюст был создан! Вот он

Можем ли мы судить по нему об истинной внешности и телосложению Ришелье? Лишь отчасти.

К сожалению, Бернини работал в Риме, у папы римского, который не особо любил его отпускать из города. А Ришелье жил в Париже и не очень хорошо себя чувствовал (через 1-2 года после окончания бюста, в 1642 году, он умрет). Поэтому был выбран хитрый путь: Филипп де Шампань создал своего рода ТЗ для Бернини, "развертку" кардинала, по которой его следовало ваять. Это портрет в трех ракурсах одновременно.

Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье. Ок. 1640
Филипп де Шампань. Тройной портрет кардинала Ришелье. Ок. 1640

Предполагалось, что это будет вообще статуя в полный рост, но в итоге остался только оплечный бюст. Главное, что Бернини работал не с натуры, а используя трактовку де Шампаня. Тот, конечно, был хороший художник, а Бернини -- гениальнейший скульптор, но ему пришлось здесь использовать интерполяцию.

Когда бюст Бернини привезли в Париж, скульптору сказали спасибо, и гонорар дали. Но все-таки Ришелье и правая рука его Мазарини остались не очень довольными: говорят, анатомическое сходство присутствовало, а настоящее -- отнюдь нет. Незамедлительно новый бюст был заказан скульптору Жану Варену, который хоть и не был так велик, зато жил в Париже. И незадолго до этого сделал профильную медаль Ришелье, которая тому понравилось.

К сожалению, неизвестно, как современники восприняли этот новый бюст. А тут, в 1642 году, и Ришелье умер, стало не до этого: теперь надо было ему надгробный памятник делать. Но пришлось ждать долго: только в 1694 году Франсуа Жирардон изваял надгробие-кенотаф кардинала с рыдающими девами. Его трактовкой лица можно совсем пренебречь.

Так что статуи нам при воображении облика кардинала, увы, не сильно помогут, верить стоит в первую очередь живописцу Филиппу де Шампаню. И ведь он хорош! Хочется ему верить. Кардинал под его кистью очень запоминающийся.

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал.