Найти в Дзене

Я-сообщение: правила ненасильственного общения, которые помогут вам быть услышанным

Оглавление

Я-сообщение — эффективная техника, которая смещает фокус с обвинений оппонента на то, что чувствуете именно вы. К тому же я-сообщения построены так, чтобы не оставалось недосказанности и человек точно знал, чего вы ожидаете и как ему не задеть ваши чувства.

Термин «я-сообщение» ввёл психолог Томас Гордон. Именно он первым посоветовал формулировать сообщения так, чтобы смещать фокус на свои чувства, а не на проступки собеседника.

Разница между я-сообщением и ты-сообщением

Предлагаем перейти от теории сразу к практике и посмотреть на пример:

1. Мне грустно из-за того, что ты пролил кофе на мой альбом.

2. Почему ты такой растяпа, постоянно всё портишь!

Чувствуете разницу между этими двумя посланиями? Первое — это я-сообщение: оно раскрывает чувства и одновременно называет причину, которыми вызвана обида. Второе — ты-сообщение: оно призвано вызвать чувство вины или даже рассердить оппонента, так как его обвиняют в том, что он растяпа.

Ещё одно важное отличие между этими двумя высказываниями — конкретика. В я-сообщении всегда называется конкретная причина, которая вас расстроила. Это может быть ситуация (кофе, который пролили на важный альбом), слова (например, вас оскорбили), действия (вы попросили ребёнка быть дома во столько-то, а он задержался и не предупредил).

Подытожим. Я-сообщение отличается от ты-сообщения следующим:

1. Конкретикой. В я-сообщении всегда названа причина, которая вызвала ваше беспокойство, обиду, злость и прочее.

2. Фокус с обвинений на чувства. Вы не обсуждаете качества оппонента. Называете только конкретное его действие, которое вызвало в вас определённые чувства, и главное — озвучиваете эти чувства (мне обидно, тревожно, грустно и прочее).

-2

Структура я-сообщения: как его правильно построить

Я-сообщение состоит из четырёх частей. Каждая из этих частей важна, так как в я-сообщении нужны конкретика и упор на ваши чувства.

Давайте подробнее разберём структуру я-сообщения.

1 часть. Ситуация, которая заставила вас переживать. Тут вы ищете конкретный случай, который заставил вас испытывать негативные эмоции. Порой может быть трудно выделить конкретную ситуацию: иногда сгоряча хочется «вывалить» всё, что на душе, и кажется, будто человек делает всё нарочно, словно назло.

Но за вашими эмоциями стоит конкретная ситуация. Найдите её — и озвучьте.

Не «ты постоянно берёшь мои вещи», а просто озвучьте факт, без эмоциональной окраски: «сейчас ты без спроса взял мой альбом».

2 часть. Описание ваших чувств и эмоций. Этот пункт в формулировании я-сообщения может показаться сложным: иногда нам трудно понять, что мы чувствуем, а уж тем более сформулировать и донести это. Но это важно. Пока мы сами не проговорим свои чувства, собеседник не поймёт.

Мне неприятно, когда ты берёшь мои вещи без спроса.

Мне обидно, что ты опоздал и не предупредил.

Я волновалась, когда ты не брал трубку.

-3

3 часть. Причина ваших эмоций, какая ваша потребность нарушена. Здесь нужно озвучить, какие неудобства вы испытываете от этой ситуации. То есть проговорите, как конкретно ситуация повлияла на ваш день, как из-за неё что-то не получилось и так далее.

Я переживаю за свои вещи, мне приходится искать их, когда они не на месте, и я опаздываю.

Я ценю своё время, но из-за опозданий мне приходится менять свои планы.

4 часть. Способы решения ситуации, которые вы предлагаете. Цель я-сообщения — не обвинить в чём-то собеседника, а договориться о конкретных действиях, которые больше не допустят повторения неприятных ситуаций. Чтобы этого добиться, собеседник должен знать, что делать. Предложите ему план таких действий:

Пожалуйста, спрашивай перед тем, как что-то взять.

Предупреждай об опозданиях за полчаса. А ещё я оценю, если ты будешь приходить вовремя.

Пожалуйста, пиши мне, как у тебя дела, и перезванивай по вечерам.

Избегайте оценок и дискредитирующих слов. Говорите исключительно о ситуации и исключительно о своих чувствах — это и есть правильно сформулированное я-сообщение.