Найти в Дзене
Новый очаг

Первая любовь Тани. Как была написана «Дикая собака Динго»

Оглавление

Это одна из лучших в мире историй про любовь мальчика и девочки. В главной героине писатель вывел свою дочь, которая росла далеко от него.

    Первая любовь Тани. Как была написана «Дикая собака Динго»
Первая любовь Тани. Как была написана «Дикая собака Динго»

Школьная повесть

Рувим Фраерман написал «Дикую собаку Динго, или Повесть о первой любви» в 1939 году, примерно за месяц. Обычно он писал долго, мучительно — а тут просто записал то, о чем думал все предвоенные годы. Работал он в Мещере, где жил вместе с друзьями – Паустовским и Гайдаром. Формально это был заказ от издательства — Фраерману поручили написать историю из жизни советских школьников, но в ней нет ни перевоспитавшихся хулиганов и двоечников, ни силы коллектива, ни разоблаченных вредителей и прочих примет предвоенной детской литературы. «Что это за школьная повесть, ясно никто себе не представлял. Но требовали. Споров было много, я так и не мог понять, о чем же надо писать». Писатель говорил, что ему хотелось показать подросткам «что-то хорошее, показать очарование первых робких встреч, зарождение любви высокой, чистой».

   Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик
Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик

Современные критики советуют читать книжку с точки зрения психоанализа: даже не как историю любви, а как историю взросления девочки Тани и ее встречи с настоящей собой... После этого Таня понимает и прощает отца: он оставил ее в восьмимесячном возрасте, ушел от них с матерью к другой женщине. Для Рувима Исаевича это был очень важный момент: его дочь тоже росла на Дальнем Востоке, далеко от отца.

По-настоящему популярной «Дикая собака Динго» стала только в 60-х, после того, как вышел фильм с юной Галиной Польских в главной роли. Фильм получил первую премию Венецианского кинофестиваля в 1962 году. После этого во всех библиотеках страны за книжкой записывались в очередь.

   Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик
Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик

Комиссар партизанского отряда

За три года до того, как Фраерман написал в Мещере «Дикую собаку», Гайдар создал там свою гениальную «Голубую чашку» — про любовь, ревность, про совсем хорошую жизнь. Паустовский тоже много работал, писал свои шедевры — через 30 лет в благодарность за них Марлен Дитрих встанет перед писателем на колени и поцелует его руку. Друзья подобрались — один гениальнее другого. И еще: у каждого из них в сердце болела и болела память о Гражданской. «Снятся люди, убитые мною в детстве», - записал как-то в дневнике Гайдар. «Я слушал. Кричали Подол, Новое строение, Бессарабка, кричал весь огромный город…» — вспоминал Паустовский о погромах в Киеве.

Фраерман прошел гражданскую комиссаром партизанского отряда на Дальнем Востоке, и чего только не повидал. Он был участником Николаевского инцидента — расправы, которую учинили над японскими пленными и мирными японцами красные партизаны. Но нет ни одного свидетельства, что Рувим участвовал в зверствах.

   Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик
Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик

Про него рассказывают вот что. Когда их красный отряд взял Николаевск-на-Амуре, в городе началась паника. Многим людям не дали разрешение на эвакуацию, и они в панике метались по городу — что делать? Как выбраться? Очевидец всего этого, партизан Сергей Птицын вспоминал: «Некоторые молодые, красивые женщины из буржуазии и вдовы расстрелянных белогвардейцев предлагали себя в жены партизанам, чтобы те помогли им выбраться из города, вступали в связи с более или менее ответственными работниками, чтобы использовать их для своего спасения, кидались в объятия китайских офицеров с канонерок, чтобы спастись с их помощью. Фраерман с опасностью для собственной жизни спас дочь попа, помог ей укрыться, как своей жене».

Потом Фраермана назначили комиссаром партизанского отряда, который устанавливал советскую власть у тунгусов. Он вспоминал, что прошел с этим отрядом на оленях тысячи километров по непроходимой тундре и тайге. Так, устанавливая на своем пути новую власть, отряд дошел до Якутска, и Рувима отправили работать в газету «Ленинский коммунар». Он долго был газетчиком, колесил по всей стране.

   Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик
Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик

Мимо большой жизни

В литературу Фраерман пришел, как человек, многое повидавший, но сразу — как детский писатель. Он писал только для детей, и писал про свой любимый Дальний Восток. Его первые книжки давно забыты, а «Дикая собака Динго» будет жить, пока на земле живут, взрослеют и влюбляются девочки.

Хороших отзывов практически не было. «Героиня повести Фраермана слишком поглощена своими изысканными и возвышенными переживаниями, а автор поглощен желанием как можно полнее и тоньше передать читателю эти возвышенные переживания, и оба вместе они проходят мимо большой интересной жизни, которая кипит вокруг них» — это типичный отзыв на повесть предвоенных лет. А писатель удивлялся: что может быть интереснее и больше первой любви, которая оставляет в душе след на всю жизнь? Он пытался объясняться, но главного не говорил.

   Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик
Кадр из фильма «Дикая собака Динго»Ленфильм / Режиссер Юлий Карасик

«Уплыло мое счастье»

Эту повесть не зря советуют читать, помня о психоанализе. Литературоведы считают, что в Тане Сабанеевой, главной героине, очень много общего с дочерью писателя, Норой.

Он оставил ее в восьмимесячном возрасте и не видел 14 лет. Дочь писателя тоже взрослела вдали от него. В повести мать Тани всю жизнь любила ее отца; наверное, Рувиму хотелось, чтобы мать его дочери тоже его любила.

Еще одна вещь, за которую, кажется, многие неосознанно любят эту книжку: «неправильность», особость героев. Таня — во многом «ненастоящая» девочка, коротко стриженная, смелая, умело справляющаяся с мальчишескими делами; Коля – «ненастоящий» мальчик, он не умеет всех этих рыбалок-футболов, но знает иностранные языки, очень умный — в повести не говорится, кто его настоящие родители и куда они пропали, но в 39 году это ясно и так. Соперница Тани, девочка-девочка Женя с косами, бросает в буран на катке Колю, который сломал ноги, а Таня выносит его на себе... Не бывает девочек «правильных» и «неправильных» — очень смелое и передовое высказывание для предвоенных лет.

Эта повесть увлекает и сейчас. Ее проглатываешь за пару часов, потом пересматриваешь фильм и жалеешь, что приходится расставаться с героями. Фраерман прожил долгую жизнь, он умер в 1972 году, застал успех фильма, видел, как его повесть о первой любви читали во всем мире... Он написал много книг, но его запомнили автором одной — о пронзительной первой любви мальчика и девочки в далеком городе, где цветет Волшебный Цветок Саранка.