Я много слышала про материнский инстинкт, безусловную любовь к ребенку, и умение ухаживать за малышом, данное откуда-то свыше (наверное, прописанное рядом генами чистки санузла и приготовления еды в генетическом коде). Да, я начала со скепсиса, потому что хочу проанализировать на своем собственном опыте, пусть он у меня и составляет седьмой месяц беременности.
Так есть ли он – материнский инстинкт?
Теоретически, сказать ранее мне было сложно. По причине того, что некоторые вещи нужно прочувствовать самой.
В принципе, у человека таких ярких инстинктов нет, это подтверждается последними исследованиями, о которых я прочитала в сети. Авторы утверждают, что такому высокоорганизованному существу, как человек, инстинкты в их стандартном виде могут даже навредить. Поэтому, за ненадобностью, они трансформируются в реакции высшей нервной системы на раздражители.
Так вот, инстинкта любви в принципе нет, любовь – это сочетание физиологического (животного) и деятельности высшей нервной системы.
Инстинкт материнский, что присущ животным, которые ухаживают за своими детенышами, в условиях цивилизации и требованиям к материнству так же был бы вреден.
Так на чем базируется отношение женщины к своему ребенку?
На сознании, как ни странно.
И на ответе на гормональные изменения в организме.
Это вам подтвердит любой квалифицированный гинеколог, психолог, психотерапевт и даже невролог.
И отношение женщины к ребенку складывается из сочетания личностных факторов, внешней среды, ее собственного опыта, и даже состояния здоровья (очень важно, ведь сознание высокоорганизованного существа направлено прежде всего на удовлетворение собственных жизненных потребностей). Д чего там – даже животные, имеющие инстинкты, регулируют популяцию!
Так вот, мой опыт.
Я росла в любви двух взрослых, состоявшихся людей. В моем сознании есть эта самая любовь. Для меня это нормально, такой сформировал меня моя среда. Любить ребенка и желать заботиться о нем – это моя естественная, не то, что программа, а уже осознанный выбор. Я в ответе за полностью беспомощное и беззащитное существо, которое еще толком-то вне меня и жить не сможет. И я забочусь о нем уже.
Почему? Это мой уровень культуры, развития, воспитания.
Есть ли любовь к ребенку? Есть. Любовь и ее проявления естественны для меня как личности. Я видела пример, я научилась любить, и это естественно для меня.
Тем не менее, сознанием я понимаю, что любовь – это большая работа прежде всего над собой.
Можно сказать – зачем все эти сложности? Раньше же как-то воспитывали детей!
Ну да, воспитывали. В той культуре потребительского отношения к детям как к ресурсу. Любовь к детям, детство – это изобретение последних лет. Вынужденность материнства формировала приспособленческий подход. Да и наши недавние предки – прабабушки, бабушки, тоже во многом приспосабливались к материнству, чем были изначально под него «заточены».
Никаких инстинктов, как видите.
Есть ли безусловная любовь к ребенку?
Я скажу так – бывает. Как и любовь ребенка к матери. Но опять же, это базируется на деятельности высшей нервной системы, и не имеет отношение к материнскому инстинкту в целом (которого у людей нет).
Так что делаю вывод, что материнский инстинкт, безусловная любовь – это литературные категории. Призванные окрасить в розовые тона воспитание детей. Потому что на самом деле вынашивание, рождение, взращивание потомства – это труд.
В какой степени мать будет любить ребенка, качественно заботиться о нем – это зависит от матери и ее условий, в которых она росла, воспитывалась, жила и живет.
И какое бы оно ни было – все является нормой.