Найти тему
Школа Материнства

Половое воспитание ребенка: как воспитывать, чтобы не навредить

Оглавление

Половое воспитание – это традиционно трепетная и непонятная тема. На самом деле она включает в себя не только вопросы сексуального характера, но и самоидентификацию (кто я: мальчик или девочка?), и общее понимание того, какая разница есть между полами.

www.shkolamaterinstva.ru
www.shkolamaterinstva.ru

🟣 Половая идентичность

Считается, что до 2-3 лет половая идентичность не сформирована и вопросы пола ребенка вообще не интересуют. Но может интересовать собственное тело.

В один прекрасный момент ребенок начинает изучать себя, свое тело. Это нормально и приятно ребенку. Он имеет полное право это делать. Не стоит запрещать, вытаскивать руки и что-либо особенное делать. Потому что все эти действия могут привести к обратному эффекту: ребенок начнет трогать себя постоянно, даже в общественных местах. По принципу: если не сказали, что нельзя, и не оттаскивают, значит, можно. Более того, надо сильнее трогать, пока не запретили. Одновременно с этим могут возникнуть комплексы, убеждения, что "я трогаю себя, значит, я плохой" и т. п. в зависимости от того, что скажут родители.

Правильной реакцией будет вообще отсутствие реакции. Пусть поковыряется, ему довольно быстро надоест. Годовалый ребенок, который даже на людях делает что-то, что нельзя взрослым, это нормально. Когда ребенку два и более, можно объяснить ему, что если ты трогаешь себя, то это следует делать только дома, потому что "мы не показываем свое тело чужим людям, так не принято".

Поскольку ребенка вопросы пола, особенно чужого, в раннем возрасте не волнуют, то психологи считают, что в это время можно ходить при ребенке без одежды, без всяких уточнений и пояснений. Просто можно. Но вообще это вопрос семейных традиций и культуры. Финны ходят в баню вместе всеми поколениями, а азиаты вообще не раздеваются, максимум шорты-футболка. Тут нет строгого регламента даже для более старших детей. Мнения психологов на этот вопрос противоположны, а толковых исследований нет. Кто-то за естественность, кто-то за скрытность.

Как обычно - это вопрос подачи и отношений между родителями и ребенком. Если родители дергаются, то ребенок поймет, что происходит что-то плохое или опасное. Если родители спокойны и уверены, что все хорошо, то и ребенок будет спокоен. Поэтому если вам лично что-то кажется неприемлемым, то не делайте этого и подскажите ребенку, как вы хотите, чтобы он себя вел.

Например, при подозрении на развитие фимоза у мальчика, доктор может советовать совершать манипуляции с детским пенисом. А маме это сложно, стыдно и крайне неприятно. В этом случае посоветуйтесь с доктором, потому что своей реакцией мама может навредить психике ребенка сильнее, чем простая операция.

🟡 Взаимоотношение полов

Ребенок узнает про взаимоотношения полов на примере мамы и папы. Например, он видит, что папа заботится о маме, а мама нежно и ласково говорит с папой. Папа сильный и принимает решение в сложных ситуациях. Мама его уважает и показывает, что Папа главный. Мама любит следить за собой и красиво выглядеть, а папа любит смотреть на нее, когда она красивая, и делает ей комплименты. Так ребенок понимает, у кого какая роль, что делают мальчики, а что – девочки. С приходом осознания "Я, как мама", придет и желание делать как мама.

Если в семье тяжелая ситуация и папой быть плохо (он не уважаем, не любим и т. п.), то мальчик может решить, что быть папой плохо, и не захочет становиться папой или вообще мужчиной. Тогда он не будет искать себе пару, когда вырастет, или не захочет расти. Поэтому за то, каким будет расти мальчик, отвечает не только папа, но и мама своим отношением к папе. На девочек таким образом влияет отец.

🟢 Самоидентификация

Несмотря на то, что ребенок до двух-трех лет не идентифицирует себя с каким-то полом, он может хорошо знать Кто Он, потому что ему рассказали это родители. Более того, дети часто демонстрируют поведение, свойственное полу, задолго до понимания факта существования различий. Родители готовят почву для идентификации пола ребенка, когда повторяют: "ты Мальчик" или "ты Девочка"; "как Мама" или "как Папа".

Гомосексуальность – до сих пор неоднозначное явление. Споры на тему, откуда она берется, не утихают. Врожденное или приобретенное? Можно ли это воспитать? Нет точных данных. Отмечено, что в некоторых случаях ориентацию можно "считать" уже в 2-4 года, что говорит в пользу того, что это врожденное. Также замечено, что у большого числа гомосексуалистов-мужчин родительская семья имеет определенную структуру: это крайне доминантная, сильная и гиперопекающая мать и абсолютно отстраненный и недоступный отец. Любовь отца становится желанной и недостижимой для сына. Отсюда склонность к мужскому полу как к средству получить условную любовь отца. У девочек, соответственно, будет отстраненная мать и желание получить материнскую любовь.

Родителей часто волнует, повлияет ли на мальчика переодевание в мамину одежду? Ответ однозначный – нет. Этого недостаточно, чтобы влиять на ориентацию, тем более, когда ее собственно еще и нет. Желание примерить мамину одежду – естественно, так ребенок исследует мир. Это делают почти все мальчики и девочки. Папину одежду тоже примеряют с удовольствием, если дать. Потому что смысл не в том, какому полу она принадлежит, а в том, что она взрослая.

Маленькие дети играют во все подряд игрушки, не делая различий на игрушки для мальчиков и девочек. Это происходит позже само собой и не требует специальных усилий. Даже пятилетний мальчик может с удовольствием катать пупса в коляске и укрывать его. Особенно если видит, как папа возится с младшим братом. Однако мальчиков надолго не хватает, и пупс становится водителем трактора. Не игра определяет характер ребенка, а характер определяет направленность игр.

Если у вас остались вопросы по этой теме, вы всегда можете задать их нашим психологам по детско-родительским отношениям!

Наша Школа помогает молодым мамам стать увереннее, обрести ведущую материнскую позицию как в вопросах детского сна, так и в тонкостях детской психологии. Подписывайтесь на наш канал и рекомендуйте нас всем своим знакомым!