Основные типы бизнес-среды:
- Адаптивная.
- Визионерская.
- Классическая.
- Среда формирования.
Классическая бизнес-среда
Классическая бизнес-среда компании – это ситуация, в которой компания может предугадать, что будет, но не может изменить саму среду. Классическая бизнес-среда – это ситуация умеренного, но постоянного роста, стабильности технологий, нормативно-правовой базы и правил игры. Отрасли, которые обычно характеризуются классической бизнес-средой – строительство, производство сельскохозяйственной техники, производство мясной продукции.
Компаниям, стремящимся к успеху в классической бизнес-среде, подойдет:
- Построение четких и отлаженных бизнес-процессов.
- Стремление достичь максимальной эффективности в выполнении регулярных задач и работы текущих процессов.
- Иерархическая структура организации.
- Строгая привязка круга обязанностей к подразделениям и операционным процедурам.
- Делегирование задач сверху вниз – от начальника к подчиненным при хорошо налаженной обратной связи.
Распространенные проблемы компаний, работающих в классической бизнес-среде:
- Консерватизм.
- Раздробленность.
- Недостаточно развитая горизонтальная коммуникация.
- Неразвитое сотрудничество.
- Сложная система организации.
- Интриги и бюрократия.
Чтобы представить себе классическую бизнес-среду просто представьте классическую государственную структуру. Чтобы сотрудники в такой среде работали с высокой мотивацией, нужно создать корпоративную культуру, опирающуюся на чувство общности и совместное достижение целей. Полезными будут игры на командообразование. Вы можете заказать каталог или обратный звонок, чтобы вам подсказали, какие игры лучше всего подойдут для вашей компании.
Чему обучать и как развивать сотрудников такой компании? Обязательны навыки планирования, способность фокусироваться и ориентироваться на детали.
Адаптивная бизнес-среда
Адаптивная бизнес-среда – это ситуация, в которой отрасль постоянно меняется. Одна из характеристик адаптивной бизнес-среды – высокие темпы роста. Перемены часто непредсказуемые, игроков много, а доля каждого не превышает 10%. Крупные игроки, способные устранить конкурентов, на рынке еще не появились.
Адаптивная бизнес-среда характерна для рынков прогрессирующих технологий, которые постоянно развиваются, меняются, улучшаются. Это сферы IT, компьютерных игр, мобильных приложений.
Компании с адаптивной бизнес-средой постоянно рискуют, экспериментируют, ищут прорывные решения. Люди в таких компаниях привыкают к неудачам, неожиданным взлетам и падениям.
Чтобы не оказаться в хаосе и неопределенности внутри такой компании, стоит организовать планирование экспериментов и управлять ими. Заметили прорыв в одном из направлений – будьте готовы направить на это направление все ресурсы.
В таких компаниях самое важное – обучение и создание атмосферы творчества и креативности. Желательно использовать любую возможность для обучения сотрудников, нужно дать им свободу и не сковывать их активность чрезмерным контролем, важно поощрять творческий поиск.
Сотрудников такой компании нужно учить фокусироваться, оценивать возможности, быть многозадачными, передавать знания другим, экспериментировать.
Визионерская бизнес-среда
Визионерская бизнес-среда – это ситуация потенциала. Есть все необходимое для появления новой идеи, нового тренда, новой технологии, чего-то, что способно изменить и преобразить рынок. В таких компаниях создается то, что способно изменить правила игры. Главное условие появления новых продуктов – недовольство потребителей текущим предложением на рынке.
В такой компании корпоративная культура поощряет дизайн-мышление, эмпатию, нацелена на развитие эмоционального интеллекта, инновации и достижение высоких целей.
Сотрудникам важно иметь хорошую память, быть уверенными в себе, самокритичными, прагматичными, готовыми поддержать друг друга.
Как стать компанией, способной удовлетворять назревающие потребности? У такой компании должна быть четкая цель, понятные принципы и девиз «вижу цель – не вижу препятствий». Опираться такая компания может на технологии, актуальную бизнес-модель, передовой опыт. Ей необходимы скорость и концентрация ресурсов на основном направлении.
Система должна быстро реагировать на каждое изменение на рынке, поэтому классическая иерархия такой компании не подойдет. Подойдет неформальная структура, единство целей, межфункциональные команды.
Четкая и поддерживаемая всеми цель должна стать идеологией компании. Даже если все вокруг не верят в нее, сотрудники не теряют веры и упорства. Цель со временем становится миссией, которую разделяет каждый сотрудник компании. Это компания, в которой работают ее настоящие фанаты.
Среда формирования
Перемены вносят определенный хаос в существующие процессы. Непонятно, к чему стремиться, на чем сосредоточить внимание. Законы еще не установлены, направления только ориентировочные, правила в процессе формирования. Это описание среды формирования. Можно пропустить важное, а можно получить влияние на всю отрасль. Это ситуация возможностей.
Как развивать среду формирования? Создать площадку, где встречались бы разные игроки отрасли, стать для них судьей и задать правила игры. Это обеспечит пользу всем участникам. Сила такого подхода – в многообразии. Важно привлекать как можно больше сторон, даже если это будет менее эффективно.
Такую стратегию выбрали AliExpress, ASOS, Ozon, YouTube, Одноклассники.
Главная стратегия – правильная оценка:
- Происходящего, позволяющая делать правильные шаги.
- Собственного потенциала, чтобы справиться с амбициями.
От сотрудников такой компании ждут навыков планирования, фокусировки и ориентации на детали, а также самокритичности, готовности к поддержке, расчетливости, уверенности в себе.