Вот уже более двух столетий прозрачность света и прекрасные пейзажи Корнуолла привлекают художников, иллюстраторов, скульпторов.
В наши дни Корнуолл считается одним из важнейших центров современного искусства. Галереи, музеи, художественные центры и школы, толпы туристов со всего света. Но так было не всегда.
До появления железных дорог путешествие по сельской Англии было медленным, а иногда и небезопасным. Почти никто не пускался в путь исключительно ради удовольствия.
Одним из первых художников, побывавших в Корнуолле в самом начале 19 века, был Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер (1775-1851). Путешествовал он по большей части пешком. Тёрнер взял с собой лишь то, что считал самым необходимым. Его багаж состоял из нескольких книг, удочки, немногочисленных предметов одежды, красок, альбомов для зарисовок. День за днем он взбирался на холмы, прогуливался по многочисленным пляжам в поисках лучших видов старинных замков и побережья. Позже художник вспоминал свое путешествие:
«Я никогда не видел столько природных красот в одном месте».
В галерее ниже три работы:
Путешествие надолго ему запомнилось. Некоторые искусствоведы считают, что именно пребывание Тёрнера в Корнуолле побудило к более поздним экспериментам со светом и цветом.
В письме от 1852 года искусствовед Джон Раскин написал, что сцена с паромом в Солташе была «тем, что видит ум, когда ищет поэзию в скромной реальной жизни».
А картина «Гора Святого Михаила» была выставлена в Королевской академии намного позже – в 1834 году. Тёрнер написал ее по памяти, преувеличив высоту горы, наделив картину неземным золотистым светом. Сцена с рыбаками, трудящимися в окружении своих лодок, была названа критиками того времени «мечтательной» и «одной из самых заметных» на выставке.
Ключевой же датой для искусства Корнуолла считается 1859 год, когда была завершена постройка железнодорожного моста через реку Теймар. Спроектировал Королевский мост Альберта талантливый архитектор Изамбард Кингдом Брюнель. До этого момента попасть в Корнуолл можно было, только перебравшись по небольшим мостам или же переправившись на лодке.
В последние десятилетия 19 века на слуху у причастных к искусству были Конкарно и Пон-Авен, но, постепенно, британские художники начали открывать для себя местечки Западного Корнуолла, названия которых звучали как музыка: Ньюлин, Ламорна, Пензанс, Сент-Айвз, Полперро. Они стали аналогичным источником вдохновения, только намного ближе к дому.
Я не задаюсь целью пересказать в этой публикации историю Корнуолла, хочу лишь показать работы некоторых значимых художников 20 века, их взгляд на пейзаж – морской, прибрежный, городской.
Западный Корнуолл знаменит, прежде всего, двумя портовыми городками, названия которых – Ньюлин и Сент-Айвз, стали синонимами двух эпох британской живописи. О художниках Ньюлинской школы живописи более подробно можно прочитать в моих публикациях здесь и здесь. В этой же статье хочу еще раз показать некоторые особенно понравившиеся работы художников Ньюлина.
Сэмюэл Джон (Ламорна) Берч был настолько очарован окрестностями деревушки Ламорна (долиной и бухтой), что взял ее название в качестве псевдонима, став известным как Ламорна Берч. Сам он был родом из Чешира, а в долине Ламорна поселился в 1892 году. Ламорна Берч считается основателем второй волны Ньюлинской школы, известной также как группа Ламорны.
Сэмюэл Джон (Ламорна) Берч - несколько работ в галерее ниже:
Участниками группы Ламорны были также Лора Найт и Гарольд Найт, Альфред Маннингс, Фрэнк Гаскойн Хит и Стэнли Гардинер. Некоторые их работы можно посмотреть в галерее ниже:
Городок Сент-Айвз в наши дни называют «Меккой мариниста». А когда-то в нем процветало рыболовство. Ловили скумбрию, сельдь и сардину. Гавань была заполнена лодочными флотилиями. Развита была и горнодобывающая промышленность. В конце 19 века шахта закрылась, да и рыболовство было в упадке. Стали ненужными лодочные мастерские, опустели помещения, в которых рыбаки сушили сети и паруса.
Но сам городок и побережье были прекрасны. Редкие в то время путешественники утверждали, что в ясные солнечные дни цвет морской воды напоминал им Неаполитанский залив.
После того, как наладилось железнодорожное сообщение, в Сент-Айвз стали приезжать художники. Их привлекали узкие мощеные улочки, рыбацкие домики и живописная гавань. Особенное значение придавалось также долгому световому дню, поскольку многие мастерские все еще освещались свечами.
Городские власти переделали пустующие помещения под студии, где можно было работать, выставлять свои работы, а также заниматься с учениками.
Одними из первых художников, поселившимися в Сент-Айвзе, были Юлиус Олссон (1864–1942) и Адриан Стоукс (1854–1935) Они стали основателями местного Клуба искусств в 1890 году, места встреч художников, писателей, архитекторов и фотографов. Какое-то время в городке жил писатель Д. Х. Лоуренс, а Вирджиния Вулф часто оставалась на все лето. Ее роман «На маяк» написан под впечатлением от маяка Годреви в заливе Сент-Айвз.
Приезжали в Сент-Айвз художники и из других стран. Зимой 1883 года там побывал Уистлер. Его сопровождали британец Уолтер Сикерт и художник австралийского происхождения Мортимер Менпес.
Позже Менпес писал: «Уистлер полюбил Сент-Айвз: лодки, море, рыбаки — все очаровывало его… Сент-Айвз, которым он наслаждался».
Уистлер в то время экспериментировал больше, чем серьезно работал. Это подтверждают сами работы, в основном акварели, выполненные на внутренних крышках коробок из-под сигар. Новизна и непосредственность, тем не менее, не понравилась основателю Ньюлинской школы Стэнхоупу Форбсу, который назвал Уистлера «мазилой». Сам Форбс, находившийся под влиянием творчества Бастьена-Лепажа, сделал основным сюжетом своих картин будни рыбаков. Сикерт же язвительно заявил, что модели Лепажа «застыли во времени и пространстве. Они никогда бы не подняли наяву свои мешки с картошкой».
В 1887 году город посетил шведский художник Андерс Цорн.
К концу Первой мировой войны многие старые художники умерли, а молодые либо были убиты, либо разъехались кто куда. Чтобы оживить деятельность городка, в 1927 году было создано Общество художников Сент-Айвза, а также открылась новая галерея.
Примерно в это же время художники Бен Николсон и Кристофер (Кит) Вуд «открыли» для себя и для всего мира бывшего моряка и художника-самоучку Альфреда Уоллиса. В тот летний день они случайно проходили мимо скромного коттеджа и заметили, что старик хозяин, сидящий за столом, буквально поглощен живописью. Заглянув же внутрь, увидели множество странных, но завораживающих картин — на ящиках для рыбы, корягах, обрезках картона, открытках, цветной бумаге, старых календарях, промокашках и коробках из-под краски для кораблей. Многие из этих картин, к ужасу Николсона и Вуда, были приколочены к стенам гвоздями.
«Я не пользуюсь красками для художников. Корнуолл — моя настоящая краска» — написал Уоллис позже.
В 1876 году, когда он женился на вдове, которая была старше его на двадцать три года, Уоллис назвал себя в документах «моряком и торговцем». На суше он хватался за любую работу – был старьевщиком, подсобным рабочим у рыбаков на берегу, торговал мороженым и металлическим ломом. Но, особенно после смерти жены, жил очень бедно и заниматься живописью, собственно, начал от тоски.
«У каждой лодки этого флота была душа, прекрасная душа в форме рыбы». Альфред Уоллис
Николсон и Вуд помогали Уоллису продавать его работы, покупали краски и кисти, Николсон опекал его даже в работном доме, когда он стал немощным и практически безумным. Умер он в 1942 году в возрасте 86 лет. Про Уоллиса можно написать отдельную статью, я же предлагаю просто посмотреть его работы и то, как они повлияли на эстета, гения абстрактного искусства Николсона, на творчество первой жены Николсона Уинифред, на картины умершего совсем молодым Вуда. Смотрите в галерее ниже:
Не могу не упомянуть еще двух художников — Джона Парка и Борласа Смарта. Смарт организовал множество выставок художникам Сент-Айвза, обеспечил колонии национальное признание. А Парка называют связующим звеном между традиционными художниками Сент-Айвса и модернистами. Его импрессионистский стиль был назван многими модернистами самым передовым для традиционного художника, а Свен Берлин назвал его одним из лучших английских колористов и непревзойденным художником света:
«Он рисовал как ангел — целые соборы света».
В местечко Полперро на южном побережье Корнуолла популярность пришла после издания романа Луизы Парр «Адам и Ева».
Здесь я хочу показать работы с изображением Полперро одного из моих любимых художников — Уильяма Харольда Дадли:
Хотелось также написать про успех художников Корнуолла после Второй мировой войны, про творчество наших талантливых современников, но публикация и так растянулась во времени и пространстве. Поэтому обо всем этом — в следующий раз.
Обложка: Лора Найт. Осенний свет в Сеннен-Коув, Корнуолл. Источник: https://artuk.org/discover/artworks/autumn-sunlight-sennen-cove-cornwall-33962/search/actor:knight-laura-18771970/page/1/view_as/grid
Каналы, которые просматриваю с большим удовольствием:
Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.