Найти тему

Раскрашенное прошлое: разрушен миф об античных белых скульптурах

5 июля 2022 года в музее Метрополитен (Нью-Йорк) открылась уникальная выставка Chroma: Ancient Sculpture in Color (Хрома: античная скульптура в цвете). Оказывается, античные статуи, которые мы привыкли видеть серыми или коричневыми, изначально были яркими, а мелкие детали тщательно прорисовывались древними художниками.

Погребальное навершие. Раскрашенная реплика, воспроизводящая первоначальный вид экспоната. Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Погребальное навершие. Раскрашенная реплика, воспроизводящая первоначальный вид экспоната. Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Погребальное навершие. Экспонат Метрополитен музея. Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Погребальное навершие. Экспонат Метрополитен музея. Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html

Для того, чтобы восстановить изначальный вид изваяний, использовались новейшие методы исследования поверхности экспонатов и проводились искусствоведческие изыскания. Техника росписи скульптур, которую применяли мастера в Древней Греции и Древнем Риме, называется полихромией.

Экспонат музея (справа) и его цветная реплика (слева). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Экспонат музея (справа) и его цветная реплика (слева). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html

Чтобы определить, какие участки экспонатов были окрашены, их рассматривали при специальном освещении, которое показывало, что степень износа поверхности неодинакова на разных фрагментах. Там, где изначально был красочный слой, материал оказывался менее изношен.

Интересные результаты дает и техника Raking Light. Она заключается в освещении поверхности скульптуры лучом инфракрасного или ультрафиолетового спектра, направленного практически параллельно поверхности. В этом свете становится заметно даже следовое присутствие различных красящих пигментов. Даже по небольшим количествам пигментов ученым удается сделать вывод о том, как были раскрашены волосы, глаза и кожа, одежда статуи. Зная систему химических реакций различных пигментов на ультрафиолет, можно «вычислить» краситель, по составу идентичный тому, что использовался при раскрашивании скульптуры.

Экспонат музея (слева) и реконструкция его первоначального вида (справа). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Экспонат музея (слева) и реконструкция его первоначального вида (справа). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html

Представленные на выставке экспонаты зрители видят такими, какими они дошли до наших дней - без красочного слоя. Результаты их реконструкции в цвете воссозданы с помощью специально созданных для этой экспозиции объемных моделей.

Экспонат музея (слева) и реконструкция его первоначального вида (справа). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html
Экспонат музея (слева) и реконструкция его первоначального вида (справа). Источник изображения: https://www.sedmitza.ru/text/10142717.html

Получается, что эстетика белого античного мрамора, которых вдохновлялись Микеланджело и Бернини - миф. Долгое время белизна античных статуй не подвергалась сомнению и считалась научным фактом. Так, авторитетный археолог и искусствовед Иоганн Винкельман в своем фундаментальном труде «История искусства древности» (1764 г.) утверждал, что по мнению мастеров античности «только белый цвет наделен истинной красотой».

Лоренцо Бернини. Фрагмент скульптуры. Изображение из открытых источников.
Лоренцо Бернини. Фрагмент скульптуры. Изображение из открытых источников.

Первое предположение о том, что древнегреческие и древнеримские постройки и скульптуры, было выдвинуто еще в конце XVIII в., но его не восприняли всерьез. Еще одна попытка творческой реконструкции изначального вида древнегреческих шедевров была предпринята уже в конце XIX века. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема в 1868 году представил зрителям необычную картину. На ней древнегреческий скульптор Фидий проводит экскурсию для своих друзей по раскрашенному Парфенону:

Л. Альма-Тадема. Фидий показывает друзьям фриз Парфенона (1868). Изображение из открытых источников.
Л. Альма-Тадема. Фидий показывает друзьям фриз Парфенона (1868). Изображение из открытых источников.

А вот Парфенон на картине русского художника В. Поленова. В реальности постройка примерно так и выглядела:

В. Поленов. Парфенон (начало 1880-х гг.). Изображение из открытых источников.
В. Поленов. Парфенон (начало 1880-х гг.). Изображение из открытых источников.

Современные исследования позволяют утверждать, что Альма-Тадема был недалёк от истины, только с цветовой гаммой не угадал. Парфенон действительно был цветным. Возможно, вот таким:

Реконструкция изначального вида Парфенона. Изображение из открытых источников.
Реконструкция изначального вида Парфенона. Изображение из открытых источников.

Только представьте: вероятнее всего, все экспонаты Античного зала Эрмитажа когда-то тоже были цветными. А сейчас мы видим их вот такими:

Античный зал Государственного Эрмитажа. Изображение из открытых источников.
Античный зал Государственного Эрмитажа. Изображение из открытых источников.

Интересная публикация? Сделайте репост, поставьте лайк или даже оставьте комментарий. И, конечно, не забудьте подписаться на канал!

#античность #история искусства #древняя греция #древний рим #парфенон #музеи мира #цветная скульптура