5 июля 2022 года в музее Метрополитен (Нью-Йорк) открылась уникальная выставка Chroma: Ancient Sculpture in Color (Хрома: античная скульптура в цвете). Оказывается, античные статуи, которые мы привыкли видеть серыми или коричневыми, изначально были яркими, а мелкие детали тщательно прорисовывались древними художниками.
Для того, чтобы восстановить изначальный вид изваяний, использовались новейшие методы исследования поверхности экспонатов и проводились искусствоведческие изыскания. Техника росписи скульптур, которую применяли мастера в Древней Греции и Древнем Риме, называется полихромией.
Чтобы определить, какие участки экспонатов были окрашены, их рассматривали при специальном освещении, которое показывало, что степень износа поверхности неодинакова на разных фрагментах. Там, где изначально был красочный слой, материал оказывался менее изношен.
Интересные результаты дает и техника Raking Light. Она заключается в освещении поверхности скульптуры лучом инфракрасного или ультрафиолетового спектра, направленного практически параллельно поверхности. В этом свете становится заметно даже следовое присутствие различных красящих пигментов. Даже по небольшим количествам пигментов ученым удается сделать вывод о том, как были раскрашены волосы, глаза и кожа, одежда статуи. Зная систему химических реакций различных пигментов на ультрафиолет, можно «вычислить» краситель, по составу идентичный тому, что использовался при раскрашивании скульптуры.
Представленные на выставке экспонаты зрители видят такими, какими они дошли до наших дней - без красочного слоя. Результаты их реконструкции в цвете воссозданы с помощью специально созданных для этой экспозиции объемных моделей.
Получается, что эстетика белого античного мрамора, которых вдохновлялись Микеланджело и Бернини - миф. Долгое время белизна античных статуй не подвергалась сомнению и считалась научным фактом. Так, авторитетный археолог и искусствовед Иоганн Винкельман в своем фундаментальном труде «История искусства древности» (1764 г.) утверждал, что по мнению мастеров античности «только белый цвет наделен истинной красотой».
Первое предположение о том, что древнегреческие и древнеримские постройки и скульптуры, было выдвинуто еще в конце XVIII в., но его не восприняли всерьез. Еще одна попытка творческой реконструкции изначального вида древнегреческих шедевров была предпринята уже в конце XIX века. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема в 1868 году представил зрителям необычную картину. На ней древнегреческий скульптор Фидий проводит экскурсию для своих друзей по раскрашенному Парфенону:
А вот Парфенон на картине русского художника В. Поленова. В реальности постройка примерно так и выглядела:
Современные исследования позволяют утверждать, что Альма-Тадема был недалёк от истины, только с цветовой гаммой не угадал. Парфенон действительно был цветным. Возможно, вот таким:
Только представьте: вероятнее всего, все экспонаты Античного зала Эрмитажа когда-то тоже были цветными. А сейчас мы видим их вот такими:
Интересная публикация? Сделайте репост, поставьте лайк или даже оставьте комментарий. И, конечно, не забудьте подписаться на канал!
#античность #история искусства #древняя греция #древний рим #парфенон #музеи мира #цветная скульптура