Начало 20-х годов. Совсем недавно Гражданская война и на карте Мира появляется молодое государство – Советский Союз. Красная империя еще слаба, в стране разруха. Большевики понимают, чтобы не потерять власть, нужно проводить. Так в СССР начинается НЭП (Новая экономическая политика). В обращение вводят золотой червонец, разрешают частную торговлю, открываются рестораны. Но в мутной пене разгульного НЭПа тут же появляются и те, кто не желает чувствовать себя чужими на этом празднике жизни.: 𝓎бийцы, воры, грабители.
Весной 1923 г. на Малой Садовой улице в центре Петрограда появился ужасающий экспонат. Рассматривая его, жители содрогались, а особо впечатлительные и вовсе падали в обморок. В витрине магазина вместо манекена в дорогих костюмах находилась 𝘰т𝘱𝘺бл𝘦𝘏𝘏𝘢я г🇴л🇴🇧🇦. Она принадлежала самому известному налетчику Петрограда Леньке Пантелееву. Долгое время он наводил ужас на целый город. Наконец, его удалось обезвредить, но многие не верили. Чтобы пресечь слухи, большевики решились на крайние меры – выставили г𝑜л𝑜в𝑦 𝑀𝑒𝑝тв𝑜г𝑜 бандита на всеобщее обозрение. Зеваки глазели на этот жутковатый экспонат и даже не догадывались, что кошмар не закончился, а только начинается. Вскоре в Петербурге объявится новая страшная банда.
На дворе был все тот же 1923 г. Однажды в Петрограде на почту зашел франтоватый мужчина: дорогой костюм по последней моде, галстук, зонтик, саквояж. Сразу видно – Нэпман. Незнакомец подошел к служащему и попросил бланк на получение пособия по безработице. Тот внимательно оглядел мужчину, усмехнулся и спросил: «А Вы двери не перепутали? Коммерческий банк рядом, там вклады нэпманов принимаются». Незнакомец не обратил на него никакого внимания и служащему пришлось дать ему нужный документ Посетитель заполнил бланк и протянул его обратно. Служащий прочитал и снова усмехнулся: «Серебряков пишется через е. Здесь ошибка, исправьте».
«Сейчас исправлю». – ответил нэпман и выхватил наган. Тут же в помещение ворвались вооруженные люди в масках. Сотрудница почты бросается к телефону и налетчики без колебаний 𝓅𝒶𝒸𝒸т𝓅ℯли𝒷𝒶ют несчастную женщину. Следующие пули 𝘏𝘢𝘤𝘔𝘦𝘱ть поражают кассира. Из сейфа грабители получают огромную сумму – 25 тысяч золотых червонцев. Такого куша не брал сам Леонид Пантелеев.
На место происшествия пребывают сотрудники Петроградского УГРО. Среди них легендарный Сергей Кондратьев, начальник первой бригады уголовного розыска. Именно он спустя десятилетия станет прообразом главного героя фильма «Рожденная революцией». Сыщики УГРО понимают: налет произошел в считанные минуты. Свидетели 𝓎биты. Зацепок почти никаких. И тут Сергей Кондратьев обращает внимание на странную вещь – купюру в 10 червонцев. Банкнота лежит на видном месте у окна. Что это? Налетчики в спешке обронили деньги? А может быть, оставили специально? Но зачем?
Сыщик УГРО Кондратьев внимательно изучает купюру. Сомнений не было: 10 червонцев - немалую сумму налетчики оставили умышленно. В левом верхнем углу чернилами отчетливо написано: «Красным комиссарам на похороны». Кроме дерзкой надписи, Кондратьев обнаружил на купюре еще один след: 10 червонцев источали нежнейший аромат.
Кто совершил дерзкое ограбление почты? Ведь о крупной сумме, хранящейся в сейфе, знали единицы. Свидетелей не было. Лишь дворник рассказал: незадолго до налета рядом прогуливался некий барин в перчатках, с зонтиком и саквояжем. Сергей Кондратьев чувствует: таинственный незнакомец причастен к налету. Сыщик решает начать поиски с парфюмерных магазинов. В первой же лавке Кондратьеву объяснили: загадочная банкнота пропитана модным французским ароматом Шанель №5.
Шанель №5 – легенда, классика, стиль. Знатоки считают этот запах ароматом двадцатого столетия. Пожалуй, они правы. Духи Шанель перевернули все прежние парфюмерные традиции. Впервые были использованы искусственные добавки. Духи стали стойкими, а запах -неповторимым. Небольшой флакон прямоугольной формы легко помещался в изящную дамскую сумочку.
Если бы не НЭП, эти духи вряд ли появились бы в Советской России. Рабочим крестьянам буржуйские запахи без надобности, а вот новоявленные богачи на подарки своим возлюбленным денег не жалели. В то время духи из самого Парижа – настоящий дефицит. Достать такие духи в Петрограде можно только контрабандой. Именно этот аромат источали 10 червонцев, оставленных преступниками на прилавке почты.
Сыщик УГРО Кондратьев выдвинул версию: среди налетчиков есть женщина. Но кто она? Простая наводчица или любовница главаря? Кондратьев решает обратиться за помощью к Владимиру Шуляку – знаменитому царскому сыщику. Когда-то Шуляк раскрыл серию дерзких ограблений банков левыми эсерами, за что получил служилое дворянство от самого императора. Бывший полицейский делает невероятное предположение: французскими духами вполне может пользоваться мужчина. Более того, по его мнению, тот кто оставил 10 червонцев на месте преступления, носит надушенные лайковые перчатки. Это и есть главарь банды. Возможно именно его и видел дворник незадолго до ограбления почты.
Лайковые перчатки – этот изысканный аксессуар делают из кожи ягнят и козлят, поэтому перчатки такие мягкие и эластичные. Настоящая лайка плотно, без единой складки облегает руку, ведь другое название этого изящного изделия – «вторая кожа». Лайковые перчатки с давних пор считались признаком принадлежности к высшим слоям общества. До революции их носили не только дамы, но и элегантные господа. А в 20-х годах «вторая кожа» пришлась по вкусу и нэпманам.
В то время был такой нэпманский способ произвести впечатление на почтенную публику: в ресторане заказывали дорогое шампанское, выливали его в ведерко, окунали туда лайковую перчатку и чистили ею штиблеты, дескать, денег не жалеем. Бывшие дворяне брезгливо морщились и вздыхали: «Плебейство...».
Между тем события развивались стремительно. Однажды к портье гостиницы «Гранд Отель Европа» обратилась молодая англичанка и пожаловалась, что на нее с потолка льется вода. «Сделайте же что-нибудь!» – причитала гостья. Портье решил проверить номер наверху. На стук никто не отзывался. Дверь оказалась открытой. Повсюду в номере были раскиданы вещи, а из туалетной комнаты слышался шум воды. Именно там работников гостиницы ожидала страшная находка: в заполненной ванне плавало т𝑒л𝑜 мужчины-постояльца.
Портье вызвал милицию. 𝘠биты𝘔 оказался иностранец, коммерсант, немец по фамилии Мюллер. Злодеи явно что-то искали, вероятно, деньги или другие ценности. Портье рассказал: у погибшего был кожаный саквояж. Мюллер всегда носил его с собой, но в номере саквояжа не оказалось. И снова бандитский знак: на туалетном столике обнаружили купюру в 10 червонцев. На ней та же надпись: «Красным комиссарам на похороны». И тот же аромат тончайших французских духов.
Кондратьев и Шуляк были уверены: 𝓎бий𝒸т𝒷ℴ - дело рук таинственной банды. В карманах убитого Мюллера сыщики УГРО обнаружили театральные билеты. Бумага намокла, штампы потекли, но главное удалось разобрать. Накануне трагедии богатый иностранец был в Мариинском театре. И не один. Но кем была его спутница? [Продолжение читайте в следующей части]