Найти в Дзене
r.smirnof

Первый обгоняет, второй поворачивает налево: кто будет виноват в ДТП?

Оглавление

В анонсе этой публикации в своих соцсетях я поделился наблюдением: это самый неоднозначный вид ДТП в моей практике с непредсказуемым финалом, связанным с определением вины его участников.

Но я всё же дам анализ такого ДТП с точки зрения правил дорожного движения. Помимо этого, вместе с вами сделаем выводы, как в похожее ДТП не попасть.

Предупреждение: содержание последней части этой публикации может вступить в противоречие с имеющимися у вас знаниями!

Итак, имеем проезжую часть с двумя направлениями для движения и, как правило, по одной полосе в каждую сторону.

Ситуация 1. Простая

Дорожная разметка отсутствует или имеется прерывистая (1.5 Приложения 2 к ПДД). Один за другим попутно движутся два автомобиля. Первый чуть медленнее, поэтому второй решает его обогнать. Дорога свободна, вперёд.

В процессе обгона, выполняемого вторым авто, у первого включается указатель левого поворота и он тут же приступает к маневру поворота налево, на прилегающую территорию. Контакт.

Водитель поворачивающего автомобиля мало того, что не включил заблаговременно указатель поворота, но нарушил также и требование о том, что при выполнении поворота не должны создаваться помехи другим участникам движения (8.1 ПДД).

Не забываем, что подача сигнала указателем поворота вообще не даёт никакого преимущества (пункт 8.2, абзац 2). К тому же, заблаговременность включения "поворотника" в суде доказать будет сложно.

С высокой вероятностью виновником может быть признан только водитель поворачивающего автомобиля:

-2

Однако при обращении с таким спором в суд последнее слово, всё же, будет за судьёй. В моей практике судья однажды посчитала, что в такой ситуации водитель чёрного автомобиля должен был быть более осмотрительным.

Вот что указано судьёй в решении:

...вместе с тем и маневры Ч. не являются в должной степени безопасными. Из пояснений истца следует, что он ... не убедился, что в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения и сможет безопасно вернуться в ранее занимаемую полосу до перекрестка, не проявил должную степень осмотрительности в отношении участника дорожного движения с включенным левым указателем поворота...

И при таких выводах обгоняющий водитель был признан судом виновным в ДТП на 70%, а поворачивающий, соответственно, на 30%. Притом, что перекрестка в этой дорожно-транспортной ситуации вообще не было, а был въезд на прилегающую территорию.

Решение было обжаловано обоими участниками ДТП.

Ситуация 2. Средняя по сложности

Дорожная разметка отсутствует или имеется прерывистая. Друг за другом попутно движутся три-четыре-пять автомобилей, приближаясь к нерегулируемом перекрёстку неравнозначных дорог (по главной).

Последний автомобиль решает приступить к маневру обгона и выезжает на встречную полосу. В это же время у первого автомобиля включается указатель левого поворота (или он уже, может, был включен, это труднодоказуемо). В момент сближения первый автомобиль приступает к маневру поворота. Контакт.

Сразу отступление для тех, кто считает запрещенным обгон на перекрестках: обгон запрещен на регулируемых перекрестках и на нерегулируемых при движении по второстепенной (11.4 ПДД) - это не наша история.

Попробуем определить, кто нарушил правила, и чьё нарушение повлекло столкновение:

-3

Обгоняющий мог нарушить правила, если приступил к манёвру обгона при включённом первым автомобилем указателе левого поворота. Обгон в таком случае запрещён (11.2 ПДД).

Но привели ли действия обгоняющего к ДТП? Нет. Если бы первый автомобиль не приступил к манёвру поворота, авария не случилась бы.

Поворачивающий не учёл, что, во-первых, манёвром не должны создаваться помехи другим (8.1 ПДД), а во-вторых, запрещено препятствовать обгону какими-либо действиями (11.3 ПДД).

Приходим к выводу, что ДТП произошло по вине поворачивающего. На него может быть возложена вся ответственность за ущерб.

Если суд не сочтёт иначе. Ну, вы уже читали выше, как это возможно.

Ситуация 3. Наиболее сложная

Два-три-четыре или более автомобилей движутся, приближаясь к нерегулируемому перекрестку по главной дороге.

Перед перекрестком на проезжей части нанесена разметка: вначале прерывистая с короткими штрихами (1.5 Приложения 2 к ПДД), затем прерывистая с длинными штрихами (1.6), а потом, уже перед самым перекрёстком, сплошная (1.1).

Едущий позади пересекает прерывистую разметку и мчится на обгон. В это время первый автомобиль приступает к левому повороту. При сближении контакт.

Пока вы не прочитали до конца, попробуйте сами определить виновника ДТП и напишите в комменты, кто виноват, синий или коричневый:

-4

Перед разбором ситуации скажу сразу: моё мнение может не совпадать с мнением большинства автомобилистов, инспекторов ДПС ГИБДД, автоинструкторов, преподавателей ПДД и судей. Тем не менее, я толкую ситуацию следующим образом.

Про обязанность поворачивающего налево мы с вами уже знаем. Его задача перед выполнением маневра - убедиться в безопасности, приступать к маневру, не создавая никому помех.

Из первых двух ситуаций мы уже понимаем, что обгоняющий, как правило, имеет преимущество, выполняя свой маневр.

Но обратите внимание на разметку.

Разметку 1.5 и 1.6 (короткие и, соответственно, длинные штрихи) разрешается пересекать. Разметку 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой линии (она на картинке вместо 1.5, поэтому комментирую). Значит, водитель выехал на "встречку", не нарушая правил.

Так считает большинство.

Но далее на проезжей части нанесена разметка 1.1. А линию 1.1, как все мы помним, пересекать запрещено. Причем, не под каким-то условием, а запрещено и всё!

Вот что гласят Правила про линию 1.1:

...разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств. Линию 1.1 пересекать запрещается.

Из этого следует, что при наличии разметки 1.1 водитель обгоняющего авто не имел права продолжать движение с левой стороны от этой разметки, должен был вернуться на свою полосу до начала линии 1.1.

Значит, с точки зрения правил, обгоняющий при нахождении слева от линии 1.1 не обладал правом первоочередного движения (пункт 1.2 ПДД, термин "Преимущество"). И не спешите кидаться какахами, читайте дальше.

Но всё ли в порядке с поворачивающим? Не очень. Правила запрещают препятствовать обгону независимо от того, нарушает ли сам обгоняющий правила или нет. И в безопасности маневра убедиться нужно в такой ситуации тоже.

К какому выводу приходим?

Виноваты оба.

Поровну?

Если пойдете в суд, то он определит степень вины участников с учётом всех обстоятельств дела. Если сочтёт нужным.

Что я вам скажу: сотрудники ГИБДД и иногда суды, разбирая подобные ситуации, частенько игнорируют дорожную разметку. Особенности правоприменения нужно учитывать.

Но приведу пример дела именно по такой ситуации. Я был на стороне ответчика (поворачивающего налево). Полагаю, что без моего участия ответчик "влип" бы по полной программе.

Вот выводы суда:

Л. мог и должен был заблаговременно увидеть расположенную перед перекрестком горизонтальную разметку 1.1 ... и завершить маневр обгона, однако он не сделал этого, и продолжил движение по встречной полосе при наличии указанной разделительной линии, и после ее окончания...
Х. при надлежащем выполнении маневра поворота налево, мог и должен был увидеть автомобиль Тойота Лэнд Круизер, совершающий маневр обгона на встречной полосе движения, который ранее Х. начал маневрирование, и принять соответствующие меры предосторожности.
Именно совокупность указанных нарушений со стороны обоих водителей послужила причиной столкновения транспортных средств под их управлением. Степень вины водителя Х. суд оценивает в 60 %, степень вины водителя Л. - в 40 %.

Думаю, решение суда лучше объясняет эту Ситуацию 3.

Дополнительный аргумент о запрете движения слева от сплошной. Думаю, полезно знать, что на самом высоком уровне о таком запрете упоминается в Конвенции о дорожных знаках и сигналах 1968 года (статья 26):

Продольная разметка, состоящая из сплошной линии, проведенной по проезжей части, означает, что всем транспортным средствам запрещается переезжать через нее или наезжать на нее; равным образом, когда разметка разделяет оба направления движения, она означает, что ни одно транспортное средство не должно следовать с той стороны разметки, которая является для водителя противоположной краю проезжей части, соответствующей направлению движения...

Очень надеюсь, что я дал вам полезную информацию.

Как самому не влипнуть?

Элементарно. Руководствуйтесь не только правилами, но и здравым смыслом: если впередиидущий замедлился, то наверняка не просто так. Перед его обгоном убедитесь, что ему там точно некуда повернуть налево. И многие забывают про простейший способ предупредить об обгоне: поморгайте дальним. Да, и воздержитесь от обгонов на перекрестках. Даже если правила разрешают.

P.S. Про обгон справа (или атавизмы ПДД)

Буквально вчера в судебном процессе от одного из участников я услышал фразу "Обгон справа запрещен правилами дорожного движения".

А в сети Интернет на полном серьезе всё ещё нам впаривают презентации и учебные материалы по ПДД, в которых учат, что обгон справа запрещен:

-5

Это положение Правил уже сто лет как исключено!

Поэтому, не лишним будет актуализировать свои знания ПДД хотя бы раз в год. А если уж влипли - обращайтесь к юристам, которые специализируются на автомобильной тематике.

В будущем я планирую разбирать и другие классические ДТП, поэтому не забывайте подписаться, чтобы не пропустить интересные материалы.

До скорого.

Палец вверх, если понравился материал.