"А попали мы в цивилизационный слом, в ситуацию, когда разруха в головах настолько перекрыла все остальные проблемы, что является едва ли не самым главным фактором, определяющим наше существование".
Татьяна Владимировна Черниговская - один из самых известных популяризаторов науки. Она выступает на разных мероприятиях, подавая простым языком сложные вещи, чтобы простые смертные - люди без соответствующего образования - понимали, что к чему. Я не раз выкладывала видео и свои отзывы на ее программы в соцсетях. Теперь напишу про книгу, приведу несколько скринов для ознакомления.
Книга состоит из множества глав, каждая посвящена свой теме. Темы между собой связаны, но не всегда последовательны. То есть, безусловно, логика там присутствует, но скорее это сборник статей на заданные темы. Какие-то вещи написаны простым "обывательским" языком, другие - более научным. Читаешь медленно, вчитываешься, делаешь паузы, чтобы осознать и переварить. Есть таблицы и схемы, рисунки и диаграммы для особо пытливых умов.
Черниговская рассказывает, как ученые "искали язык в мозге" и к чему это привело; про правое и левое полушарие, про гипотезы, которые подтвердились и нет. И те, что сначала казались верными, а когда получилось исследовать более тщательно, выяснилось, что нет. Эволюция знаний о языке, подходы, опыты, результаты, трактовка этих результатов.
Очень много разных историй, как научных, так и прикладных (для чего все эти исследования). Как учить детей, когда они не укладываются в понятие нормы, и что это вообще такое - норма. Почему происходит то или иное. И если ученик не выполняет действия, как все, еще не значит, что он тупой или ленивый - вполне возможно, у него особенности в развитии мозга, он просто усваивает по-другому. И учить, соответственно, его тоже нужно иначе. Об огромном количестве информации, которое сейчас генерируется ежесекундно, и о том, как не потеряться в этом океане. И нужно ли нам такое количество информации.
"Мы должны понять, как учить людей учиться, как научить извлекать информацию из быстро меняющегося внешнего мира. Этой информации такое количество, что на самом деле почти все равно, есть она или нет..."
Читать интересно. И полезно. И для общего развития, и для понимания себя, и для взаимодействия с окружающими, особенно с детьми. Всем подряд рекомендовать не могу - научная литература не всем заходит. Тут думать надо :)
После основной части идет несколько страниц со списком работ автора, а далее где-то два десятка страниц мелким шрифтом - библиография. Умопомрачительный список!
Н. Хомский "Культ государства"
Н.П. Бехтерева "Магия мозга и лабиринты жизни"