Благодаря исландским сагам стало известно, что первооткрывателями Северной Америки являлись выходцы из Норвегии и Исландии. На протяжении длительного времени ни у кого не вызывало сомнений, что первым европейцем, открывшим новый континент, являлся Лейф Эрикссон, в память о подвиге которого благодарные американцы в 1887 году установили в Бостоне роскошный памятник. Однако подробнейшие изучение исследователями имеющихся в архивах источников привело к новому выводу, что отважный мореплаватель, сын Эрика Рыжего, схитрил и совершил свой вояж по давно проторенной дорожке.
Единственными древними источниками повествующими об открытии Америки являются две саги: «Сага о гренландцах» («Grönlänningarnas saga») и «Сага об Эрике Рыжем» («Erik den Rödes saga»). Несмотря на расхождение в деталях обе саги дополняют друг друга и доказывают путешествие скандинавов к берегам Северной Америки.
Согласно «Саге о гренландцах» первым, кто увидел Северную Америку, был выходец из Исландии по имени Бьярни Херьюльфссон, который в 986 году, направляясь к отцу в Гренландию, по прихоти природы оказался у берегов неизвестной земли. Отец Бьярни, Херьюльф Бардссон, перебрался в Гренландию из Исландии и неплохо там обустроился. В свою очередь, когда Бьярни прибыл в Исландию из Норвегии, то обнаружил покинутый отчий дом и, не желая изменять старой семейной традиции совместной зимовки с отцов, вынужден был отправится к отцу в Гренландию.
Имея в распоряжении собственное судно и преданную команду, Бьярни отправился в Гренландию, смутно представляя её местонахождение. Более того, члены его команды также не имели опыта плавания к этому острову: "Неразумным сочтут все наше плавание, ибо никто из нас не бывал на Гренландском море".
Через трое суток после начала плавания, когда Исландия скрылась за горизонтом, наступил штиль, а после подул северный ветер и опустился густой туман. Так продолжалось несколько дней, и никто не знал, где именно они находятся. Но туман рассеялся, и благодаря выглянувшему солнцу путешественники смогли определить стороны света, поставили парус и так плыли целые сутки, пока не увидели землю. Определённо, это Гренландия - сообщили Бьярни его спутники. Однако покрытый лесами остров был невелик, и Бьярни приказал плыть дальше. Спустя ещё два дня плавания на горизонте возник силуэт нового холмистого острова с зелёными полями. И вновь Бьярни приказывает плыть дальше, "ибо рассказывали, что Гренландия покрыта ледниками". И ещё трое суток плыли путешественники в юго-западном направлении, пока не оказались у берега острова с высокими горными вершинами, покрытых снегом. И опять Бьярни отказался признавать в случайном клочке суши Гренландию. Развернув судно кормой к острову и подняв паруса, путники отправились в открытое море и спустя четыре дня оказались возле острова №4, в котором Бьярни таки признал Гренландию. Причалив к песчаному мысу, где лежала лодка, путники сошли на землю, на которой вскоре повстречали отца Бьярни Херьюлфа.
После зимовки у отца Бьярни вернулся к себе домой в Норвегию, где поведал о своих приключениях. Слушатели подвергли путешественника критики, узрев в таинственных островах новые и неосвоенные земли. Однако к истории Бьярни прислушался Лейф Эрикссон, который спустя десять лет приобрёл судно у Бьярни и организовал успешную экспедицию к неведомым землям. Стал первооткрывателем североамериканской страны Винланд, и основателем первых европейских поселений на новом континенте.
Известный немецкий географ Карл Риттер, проанализировав "Сагу о гренландцах" делает вывод, вероятно Бьярни уплыл так далеко, что, по всей видимости, видел остров Манхэттен. Датский историк Карл Христиан Рафн почти солидарен с Риттером, но уверен, что Бьярни смог доплыть до острова Лонг-Айленд, который располагается севернее Манхэттена.
Даже наиболее скептически настроенные учёные также согласны с тем фактом, что первым европейцем, увидевшим Северную Америку, был Бьярни Херьюльфссон. В частности, немецкий историк-медиевист Феликс Генцмер полагает, что в Саге содержатся достоверные факты о незапланированном путешествии Бьярни к берегам Северной Америки. Исходя из описания островов, учёный предположил, что речь шла о Баффиновой Земле, весьма схожей по своей природе с Гренландией.
Да, Лейф Эрикссон был первым европейцем, ступившим на берег Северной Америки в 1000 году. Но первым европейцем, который её увидел, был именно Бьярни Херьюльфссон в 986 году. Просто сага о приключениях Бьярни оказалась настолько простой и скучной, что вскоре о ней и забыли. То ли дело увлекательное, яркое, насыщенное героическими поступками бесстрашного Лейфа Счастливого сказание. Только благодаря археологическим раскопкам, которые проводились в 1921 году на территории поселения, носившего имя отца Бьярни (ныне это Нарссармиджит в Гренландии) имя скромного мореплавателя получило свою новую известность.
P. S. С точки зрения физической географии Гренландия является частью Северной Америки. В соответствии с этим фактом, пальму первенства в открытии этого континента можно смело отдать малоизвестному норманнскому мореплавателю Гуннбьорну Ульфсону (не только увидел, но и ступил на землю).
Из рубрики "Интересные факты":
__________________________