Федор Михайлович любил искусство и всегда находил время для посещения художественных галерей в своих поездках по Европе. В Дрездене он неоднократно ходил любоваться на "Мадонну с младенцем" Рафаэля, это была его любимая картина. У него хранились фотографии, сделанные с этой картины, их писателю подарила жена. А на стене его кабинета висела литография с шедевра Рафаэля.
Знал Достоевский и русское искусство, интересовался новинками и обсуждал понравившиеся ему картины, писал о них. Не удивительно, что в своих самых знаменитых романах он дал, как минимум, описание одного какого-то произведения изобразительного искусства. Притом это описание важно для фабулы романов.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий и Личное мнение о людях и событиях
В «Братьях Карамазовых» немаловажную роль играет персонаж по имени Павел Смердяков, он служит Федору Карамазову и считается его незаконнорожденным сыном от юродивой Лизаветы Смердящей (отсюда и фамилия). Описывая его сущность, Достоевский вспоминает картину Крамского "Созерцатель" и подробно описывает ее, сравнивая изображенного на ней мужика с Смердяковым.
«... вдруг, накопив впечатлений за многие годы, бросит все и уйдет в Иерусалим, скитаться и спасаться, а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе»,
— писал Достоевский. Несомненно, образ Смердякова во многом подсказан этим персонажем картины Крамского. Спалит деревню или уйдет в Иерусалим... широк русский человек, что тут сказать.
В другом контексте существует описание картины в романе «Подросток». Здесь главному герою Андрею Версилову она снится. Речь идет о полотне «Пейзаж с Ацисом и Галатеей» Клода Лоррена, которая хранится в Дрезденской галерее и которую Достоевский очень любил. Картина показывает момент в истории нимфы Галатеи и ее возлюбленного Ациса, когда они прячутся от циклопа Полифема, который домогался Галатеи. Достоевский описывал эту картину как изображение Золотого века, эту же характеристику он вложил в уста Версилова.
Но на самом деле особой идиллии в этой истории нет, ведь Полифем нашел влюбленных и убил Ациса.
И, наконец, самая впечатляющая картина, описанная Достоевским — «Мертвый Христос в гробу» Ганса Гольбейна Младшего. Копию с него князь Мышкин замечает в доме Рогожина, и они разговаривают о ней. Дело происходит, понятно, в романе «Идиот». Князь говорит, что не может забыть эту картину, которую видел за границей, притом восклицает, что от такого произведения и вера может пропасть. И Рогожин с ним соглашается.
Здесь устами Мышкина #Достоевский изложил свое понимание шедевра Гольбейна. Он видел ее в Базельском художественном музее и был поражен до такой степени, что жена встревожилась, что у Федора Михайловича может начаться эпилептический припадок. И действительно, сильная вещь...
#искусство #картины #культура
Подписывайтесь на мой канал!
Читайте еще здесь:
Как лазер помог восстановить уникальную фреску в Помпеях
Любой может побывать на последней квартире Пушкина: и я там был