110 лет назад циркуляром Министерства путей сообщения на железных дорогах России впервые была введена единая система обозначения серий паровозов. Это решение имело огромное значение для дальнейшего развития железнодорожных перевозок.
До конца XIX века большинство паровозов, водивших поезда по стальным магистралям России, были иностранного производства. Причём владельцы частных дорог могли приобретать тяговый подвижной состав самых разных типов. Положение дел стало меняться, когда министром путей сообщения стал Сергей Витте. При нём начался активный выкуп железных дорог в казну, а «разношерстные» зарубежные паровозы последовательно заменялись на новые отечественные. Правительство частично субсидировало эти замены, а также делало существенные скидки на размещение заказов на паровозостроительных заводах.
Идею унификации локомотивного парка в те годы активно продвигал молодой инженер Юрий Ломоносов. По его инициативе была введена буквенная система обозначения серий паровозов. Все старые товарные паровозы типов 1-3-0, 0-3-0 и 0-3-1 (с тремя движущими осями) обозначили литерой «Т» – трёхосные; более мощные четырёхосные (0-4-0) – литерой «Ч», пассажирские двухосные (1-2-0 и 0-2-1) – литерой «Д». Серии новых паровозов стали обозначать другими буквами русского алфавита. К ним также добавляли верхние индексы, указывавшие на конструктивные особенности локомотива. К примеру, название машины серии Ов (знаменитой «Овечки»), расшифровывается как «Основной тип грузового паровоза» (О) с «парораспределительным механизмом Вальсхарта» (в).
Нижними индексами обозначали завод-изготовитель: К – Коломенский, П – Путиловский, Н – Невский, Б – Брянский и т.д. Названия серий также трансформировались в забавные прозвища, которые давали своим локомотивам машинисты. Так паровозы серии Щ прозвали «Щуками», М – «Маруськами», Ел – «Еленами», Л, названные в честь конструктора Льва Лебедянского, – «Лебедянками».
Систематизация позволила внедрить единые стандарты для всех проектируемых паровозов. Для каждого локомотива специалисты теперь могли рассчитать оптимальную массу поезда, скорость движения и другие параметры. Это открывало широкие возможности для планирования перевозок, более гибкого управления всей сетью железных дорог страны.
Среди других инициатив Ломоносова – использование паровозов с привязкой к условиям конкретных магистралей. Создание «на местах» профильных депо с запасом необходимых запчастей для качественного и быстрого ремонта техники. Также он предложил размещать в крупных транспортных узлах резервные локомотивы для обеспечения бесперебойных перевозок на стратегически важных направлениях. В дальнейшем многие из его идей талантливого инженера легли в основу учения о тяге поездов и нашли практическое применение на железных дорогах нашей страны.