Найти в Дзене
Дестрой

КБЖД в деталях ч.8: Красивые царские тоннели участка Колокольный-Киркирей

И опять мы продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге или просто КБЖД.

Как мы уже неоднократно писали в предыдущих статьях, для того, чтобы полностью охватить все самые интересные инженерные сооружения КБЖД на протяжении более 85 километров, мы разделили её на участки между некоторыми станциями.

И в этой статье мы расскажем про один из её самых красивых участков от остановочного пункта Колокольный на бывшем разъезде 126-го километра до остановочного пункта Киркирей.

-2

Сразу за Колокольным мы выходим к противообвальной стенке.

-3

И порталу тоннеля №23 "Большой Колокольный", построенному в 1905 г. на 125 километре.

-4
-5

Его длина составляет 233 метра, а сам тоннель раньше был двухпутным.

-6
-7
-8

Так выглядит его второй портал.

-9

А через пару сотен метров мы снова выходим к порталу тоннеля №22 "Малый Колокольный".

-10

Он был построен в тоже время и также был двухпутным.

-11

А длина его составляет 190 метров.

-12
-13

Второй портал.

-14

За ним расположен железнодорожный мост №11.

-15

Это железобетонный виадук балочного типа длиной пол сотни метров, построенный в 1915 г. во время второй очереди строительства. От первого каменного моста, построенного в 1905 г. остались лишь опорные фундаменты.

-16

Снова проходим интересно сделанную каменную подпорную стенку.

-17

И выходим к порталу противообвальной галереи, пристроенной к тоннелю № 21 "Двойная губа-2", построенному в 1904 г. на 124 километре КБЖД.

-18

Изначально длина тоннеля составляла 320 метров, но из за двух последовательных обвалов, случившихся в 1904 г., к нему было решено пристроить противообвальные галереи и длина этого комплекса стала составлять около 390 метров.

-19
-20

Здесь хорошо виден стык галереи, пристроенной к тоннелю.

-21
-22

Для ускорения строительства в середине тоннеля была пройдена небольшая штольня с дополнительным забоем, через которую производился вывал породы и подача строительных материалов.

-23

Сейчас она почти завалена.

-24
-25
-26
-27

И галерея второго портала.

-28

Снова стенки.

-29

И портал тоннеля №20 "Двойная губа-1", построенного в 1905 г. на 123 километре.

-30
-31

Его длина 58 метров.

-32

Второй портал.

-33

А следом снова тоннель №19 "Тройная губа".

-34

Его длина 162 метра.

-35
-36
-37

Второй портал.

-38

А дальше на 122 километре начинается самый интересный тоннель этого участка. Это тоннель №18-бис "Киркирейский 3-бис". Справа от него раньше мыс огибал ещё один путь.

-39

Этот комплекс из двух тоннелей является одним из интереснейших и сложнейших сооружений на всей КБЖД, а построен он был в период с 1911 по 1913 гг., но вся его изюминка находится с другой стороны.

-40

Длина тоннеля составляет 635 метров.

-41

Этот двухпутный тоннель был построен на смену построенному в 1906 г. комплексу тоннеля № 18 "Киркирей-3", находившемуся уже на то время в аварийном состоянии.

Первый однопутный тоннель этого комплекса проходил в обход мыса и имел длину всего 75 метров, а дальше железная дорога проходила по подпорным стенкам, но из за сильного давления горной породы уже во время строительства произошло обрушение скалы, которая завалила один из порталов.

Тогда к ним пристроили противообвальные галереи и укрепили склон каменными подпорными стенками. Но снова стали образовываться трещины в скале и при очередном обрушении в своде тоннеля образовались трещины.

Уже на завершающем этапе работ 26 июня 1905 г. произошло землетрясение, которое деформировало и впоследствии разрушило тоннель под действием сильнейшего бокового давления. Тем не менее тогда тоннель был реконструирован.

А во время второй очереди строительства второго пути было решено пройти весь массив мыса насквозь новым длинным двухпутным тоннелем и по окончании строительства старый тоннель с огибающим мыс участком пути были заброшены.

К слову объём выбранной из горной выработки нового тоннеля породы составил объёма более 33 000 кубических метров, а на его проходку было потрачено около 17, 4 тонн динамита.

-42

Тем не менее и этот тоннель уже подвергается разрушению, в следствии чего его пришлось опять укреплять.

-43

Со стороны второго портала протекал мощный ручей Киркирей, который доставил много неудобств при строительстве, из за чего пришлось строить сеть дренажных штолен вдоль тоннеля на разных уровнях и под полотном.

-44
-45
-46

И вот мы выходим из его второго портала со стороны направления на Порт-Байкал.

-47

На стене закреплены памятные таблички со всеми его историческими данными.

-48

Слева виден заброшенный первый тоннель.

-49

А над порталом построен акведук с желобом, по которому протекает ручей Киркирей.

-50

Так в верхней части пади, по которой протекает ручей, на высоте 66 метров над уровнем озера Байкал, была построена пятнадцатиметровая плотина, а для регулирования стока воды в её нижней части был построен водосброс, из которого вода попадает в бетонный лоток, спускающийся двумя уступами.

-51

Отсюда и спускается основной поток воды из ручья.

-52

А теперь давайте пройдёмся по заброшенному тоннелю №18.

-53

Не смотря на то, что он заброшен уже более ста лет из за сильного давления горы, он до сих пор цел.

-54
-55

Выходим ко второму порталу.

-56

Куда выдавило скальный массив.

-57

А здесь когда-то проходило железнодорожное полотно, огибая мыс.

-58

Возвращаемся назад.

-59
-60

Здесь также обустроено место для отдыха с отличными видами.

-61

А в качестве памятника лежит кусок старой рельсошпальной решётки 1936 г. Рельсы были изготовлены на Кузнецком металлургическом заводе им. Сталина.

-62
-63

Ну и конечно в таком знаковом месте был обустроен остановочный пункт Киркирей, на котором мы и закончим эту часть нашего рассказа о "Кругобайкалке". Ждите продолжения.

-64

А на этом всё.

-65

Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807

Спасибо за просмотр и до новых встреч.