И опять мы продолжаем серию статей о знаменитой КругоБайкальской Железной Дороге или просто КБЖД.
Как мы уже неоднократно писали в предыдущих статьях, для того, чтобы полностью охватить все самые интересные инженерные сооружения КБЖД на протяжении более 85 километров, мы разделили её на участки между некоторыми станциями.
И в этой статье мы расскажем про один из её самых красивых участков от остановочного пункта Колокольный на бывшем разъезде 126-го километра до остановочного пункта Киркирей.
Сразу за Колокольным мы выходим к противообвальной стенке.
И порталу тоннеля №23 "Большой Колокольный", построенному в 1905 г. на 125 километре.
Его длина составляет 233 метра, а сам тоннель раньше был двухпутным.
Так выглядит его второй портал.
А через пару сотен метров мы снова выходим к порталу тоннеля №22 "Малый Колокольный".
Он был построен в тоже время и также был двухпутным.
А длина его составляет 190 метров.
Второй портал.
За ним расположен железнодорожный мост №11.
Это железобетонный виадук балочного типа длиной пол сотни метров, построенный в 1915 г. во время второй очереди строительства. От первого каменного моста, построенного в 1905 г. остались лишь опорные фундаменты.
Снова проходим интересно сделанную каменную подпорную стенку.
И выходим к порталу противообвальной галереи, пристроенной к тоннелю № 21 "Двойная губа-2", построенному в 1904 г. на 124 километре КБЖД.
Изначально длина тоннеля составляла 320 метров, но из за двух последовательных обвалов, случившихся в 1904 г., к нему было решено пристроить противообвальные галереи и длина этого комплекса стала составлять около 390 метров.
Здесь хорошо виден стык галереи, пристроенной к тоннелю.
Для ускорения строительства в середине тоннеля была пройдена небольшая штольня с дополнительным забоем, через которую производился вывал породы и подача строительных материалов.
Сейчас она почти завалена.
И галерея второго портала.
Снова стенки.
И портал тоннеля №20 "Двойная губа-1", построенного в 1905 г. на 123 километре.
Его длина 58 метров.
Второй портал.
А следом снова тоннель №19 "Тройная губа".
Его длина 162 метра.
Второй портал.
А дальше на 122 километре начинается самый интересный тоннель этого участка. Это тоннель №18-бис "Киркирейский 3-бис". Справа от него раньше мыс огибал ещё один путь.
Этот комплекс из двух тоннелей является одним из интереснейших и сложнейших сооружений на всей КБЖД, а построен он был в период с 1911 по 1913 гг., но вся его изюминка находится с другой стороны.
Длина тоннеля составляет 635 метров.
Этот двухпутный тоннель был построен на смену построенному в 1906 г. комплексу тоннеля № 18 "Киркирей-3", находившемуся уже на то время в аварийном состоянии.
Первый однопутный тоннель этого комплекса проходил в обход мыса и имел длину всего 75 метров, а дальше железная дорога проходила по подпорным стенкам, но из за сильного давления горной породы уже во время строительства произошло обрушение скалы, которая завалила один из порталов.
Тогда к ним пристроили противообвальные галереи и укрепили склон каменными подпорными стенками. Но снова стали образовываться трещины в скале и при очередном обрушении в своде тоннеля образовались трещины.
Уже на завершающем этапе работ 26 июня 1905 г. произошло землетрясение, которое деформировало и впоследствии разрушило тоннель под действием сильнейшего бокового давления. Тем не менее тогда тоннель был реконструирован.
А во время второй очереди строительства второго пути было решено пройти весь массив мыса насквозь новым длинным двухпутным тоннелем и по окончании строительства старый тоннель с огибающим мыс участком пути были заброшены.
К слову объём выбранной из горной выработки нового тоннеля породы составил объёма более 33 000 кубических метров, а на его проходку было потрачено около 17, 4 тонн динамита.
Тем не менее и этот тоннель уже подвергается разрушению, в следствии чего его пришлось опять укреплять.
Со стороны второго портала протекал мощный ручей Киркирей, который доставил много неудобств при строительстве, из за чего пришлось строить сеть дренажных штолен вдоль тоннеля на разных уровнях и под полотном.
И вот мы выходим из его второго портала со стороны направления на Порт-Байкал.
На стене закреплены памятные таблички со всеми его историческими данными.
Слева виден заброшенный первый тоннель.
А над порталом построен акведук с желобом, по которому протекает ручей Киркирей.
Так в верхней части пади, по которой протекает ручей, на высоте 66 метров над уровнем озера Байкал, была построена пятнадцатиметровая плотина, а для регулирования стока воды в её нижней части был построен водосброс, из которого вода попадает в бетонный лоток, спускающийся двумя уступами.
Отсюда и спускается основной поток воды из ручья.
А теперь давайте пройдёмся по заброшенному тоннелю №18.
Не смотря на то, что он заброшен уже более ста лет из за сильного давления горы, он до сих пор цел.
Выходим ко второму порталу.
Куда выдавило скальный массив.
А здесь когда-то проходило железнодорожное полотно, огибая мыс.
Возвращаемся назад.
Здесь также обустроено место для отдыха с отличными видами.
А в качестве памятника лежит кусок старой рельсошпальной решётки 1936 г. Рельсы были изготовлены на Кузнецком металлургическом заводе им. Сталина.
Ну и конечно в таком знаковом месте был обустроен остановочный пункт Киркирей, на котором мы и закончим эту часть нашего рассказа о "Кругобайкалке". Ждите продолжения.
А на этом всё.
Если вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 4048 0250 0167 8807
Спасибо за просмотр и до новых встреч.