Найти тему

Почему доллар падает, а цены растут.

На юридических факультетах есть предмет, который называется "Предпринимательское право" или "Хозяйственное право". Его смысл дать студентам представление о взаимодействии права и производства. Другое дело, что далеко не все ВУЗы справляются с этой задачей. В итоге большинство выпускников не имеют понятия о том как выстраиваются юридические отношения на производстве.

Сегодня нестандартная записка, которая касается взаимодействия производства и права. Эта тема продолжает серию записок для предпринимателей и тех, кто только собирается ими стать. Предыдущую записку на эту тему смотрите здесь:

То, что напишу ниже – хорошо известно тем, кто напрямую сталкивается с импортом в крупных объемах и работает официально, без серых схем. Но судя по всему. Комментарии, которые я читал по этой теме, не редко даются с позиции диванного эксперта: «я никогда этим не занимался, но точно знаю как надо делать».

Я сейчас обслуживаю крупнейшее в своей отрасли предприятие России, которое ориентировано именно на международные контракты. Практически вся продукция идет на экспорт, а импортируются товары, необходимые для производства продукции. Импортируется все в белую без серых схем. Поэтому то, что здесь будет написано – это то, как все выглядит на практике, а не то, как это может показаться диванному эксперту.

Итак,

Первое – доллар действительно падает. Но падение это искусственное. И чтобы убедиться в этом достаточно попробовать купить наличку. Поэтому ссылки на официальный биржевой курс нужно принимать без лишнего оптимизма.

Второе – большинству предприятий наличка в долларах не нужна, но безнал у нас не бесплатный. Это прекрасно понимают все, кто занимается денежными переводами. С недавних пор, количество банков, способных проводить долларовые и евро расчеты, значительно снизилось. Оставшиеся банки увеличили комиссии за обслуживание счета, за осуществление перевода, а теперь еще хотят ввести комиссии за хранение валюты на счете (тут кому интересно, могут почитать про доблестный Тинькофф и Ко). Последняя комиссия вообще предлагается в размере 1% в месяц (Тинькофф). Следовательно, к официальному биржевому курсу доллара прибавляйте все указанные банковские комиссии.

Третье. Как Вы думаете, закладывал ли стандартный российский производитель все эти комиссии (и прочие расходы, о которых речь пойдет ниже) в стоимость товара? До недавнего времени – нет. Соответственно, товар, который был продан по ценам без учета комиссий (и пр. расходов) – фактически был продан с определенной долей убытка. На вырученные от него суммы уже нельзя будет купить столько же необходимых импортных товаров. Это, конечно, проблема временная, но нужно учитывать, что многие контракты носят долгосрочный характер. У нас – это, как правило, один год. Поэтому есть большой риск продавать товар без учета необходимых издержек (которых никто не мог предвидеть при заключении контракта), на протяжении достаточно длительного времени.

Четвертое. До недавних событий большая часть импорта была из ЕС. Это значит, что были налажены длительные экономические связи. Мы знали у кого закупить товар, с кем договориться о его перевозке.

Теперь возникли проблемы не только с закупкой, но и с перевозкой. Не открою большого секрета сказав, что практически весь товар сейчас закупается через посредников в дружественных странах. Это приводит к существенному удорожанию товара.

Кратко в чем проявляется удорожание:

1. Увеличиваются расходы на перевозку. Если раньше товар поставлялся на прямую в Россию, то теперь это действие разбивается на два этапа: доставка до дружественной страны и доставка до России. Вполне возможно, что на этих этапах будут разные перевозчики. Кстати, расходы на перевозку – это не только расходы на машину, это еще расходы на страхование груза и т.п.

2. Товар приходится растомаживать два раза: в дружественной стране и в России.

3. Товар два раза подпадает под налогообложение: в первый раз, когда приобретается компанией в дружественной стране, а второй – когда приобретается уже российской компанией.

Пятое. Технологический процесс также заточен под определенный товар. Например, это значит, что мы знали, что для производства 1 кг. Нашей продукции, нужно смешать 100 гр. одного импортного продукта со 100 гр. другого импортного продукта, переработать их определенным образом и добавить к нашим собственным ингредиентам (все-таки мы не все закупаем за рубежом).

В связи с проблемами с закупкой товара в ЕС, мы вынуждены искать новых поставщиков. И тут неожиданный момент: оказывается Китай не все производит из того, что производится в ЕС, да и то, что производится не всегда полностью соответствует характеристикам товара ЕС. Следовательно, даже если мы нашли китайский аналог – это не решает проблемы. Нужно подогнать технологию производства под этот аналог. Обращаю внимание, что китайский товар может быть вполне качественным, но отличаться по характеристикам.

Что это значит? Это значит, что будет потрачено большое количество времени и средств на работу, которая может и не принести положительного результата. Может выяснится, что китайский аналог вообще не подходит по своим характеристикам для нашего оборудования, и чтобы его использовать необходимо полностью менять конвейер.

Появляются расходы на изменение технологического процесса.

Пятое. Существовавшие ранее долгосрочные отношения привели к тому, что заключались однотипные контракты, для которых были разработаны определенные бланки. Сам процесс заключения сводился к простому проставлению подписи. Условия контрактов уже давно были обговорены и всем хорошо известны.

Тут маленькое отступление. У большинства мелких предпринимателей сложилось ошибочное мнение, что «договор – это бумажка, которая необходима только для галочки». У меня часто спрашивают типа: «скинь такой-то договор, я его под себя переделаю». Мне это напоминает как малолетка клянчит у отца «ну дай машину покататься». Договор – это очень индивидуальная вещь и требует определенной разработки. Когда речь идет о международных договорах, тут разработка еще более серьезная.

К примеру, у нас для разработки договора создается группа из юриста, специалиста по таможенному оформлению, логиста, бухгалтера, менеджера по закупке. Только после длительных консультаций и обсуждений составляется окончательный текст.

Это значит, что предприятие должно оплачивать работу всей этой команды, при том, что положительный результат такой работы далеко не очевиден. Прежде чем заключить один договор, может быть разработано десять вариантов. А может быть, что по итогам этих десяти вариантов будет принято решение вообще отказаться от отношений с данным поставщиком. Я уже и не помню сколько вариантов договоров мне пришлось переделать с февраля этого года. Сразу отмечу, что юрист, разбирающийся в международных договорах – специалист достаточно не дешевый.

Здесь же обращу внимание на то, что конкретно у нас взаимоотношения с контрагентами как из Азии, так и ЕС вполне лояльные. Там где можно, они идут на встречу. Проблемы с оформлением договоров связаны не с позицией контрагентов, а с законодательством стран, через которые должен пройти товар прежде чем попасть в Россию.

Смысл этого пункта в том, что сейчас увеличились расходы на оформление отношений с контрагентами.

Суммируя изложенное.

С одной стороны – доллар (условно) упал.

С другой стороны: выросли расходы по валютным операциям; появились ранее не предусмотренные издержки; увеличились расходы на логистику; увеличились расходы на производство; увеличились сопутствующие расходы.

Поэтому цены на товары, в составе которых есть импортная составляющая, в своем большинстве растут независимо от падения доллара.

Подписывайтесь на мою группу ВКонтакте, посвященную новостям в сфере права:

https://vk.com/courtlawyers

и на мою страницу:

https://vk.com/nenashev

телеграмм канал: https://t.me/rightlawyer