Один из немногих домов Краснодара, где переносишься в атмосферу начала 20 века, — великолепный особняк Батырбека Шарданова. Здесь сохранились богатые интерьеры прошлого: расписные плафоны, причудливая лепнина, голландские печи — все спроектировал сам хозяин. По легенде, он хвастался друзьям: «Это голубая комната, господа, моей первой жены, а эта розовая — второй». Однако в доме, которым он так гордился, Шарданов прожил всего полтора года, а затем сдал его в аренду. А все потому, что в жизни было не так, как на словах.
Батырбека Шарданова называли «адыгейским князем», но я неспроста поставила кавычки. Так о нем сказал в письме, случайно или намеренно, «кубанский Третьяков», Федор Коваленко — для его картинной галереи городская управа как раз и арендовала особняк. На самом деле Шарданов был кабардинским дворянином, но из обедневшего рода. Он получил хорошее образование, в 1897 году его назначили в Краснодаре (тогда Екатеринодаре) начальником железнодорожного вокзала и дистанции пути, а через 10 лет он уже руководил строительством нефтепровода.
Шарданов владел большими участками земли и получал с них неплохой доход, поэтому мог себе позволить купить ветхий дом под снос на главной улице Краснодара и построить на его месте новый. В том, что он проектировал особняк сам, нет ничего удивительного. Шарданов изучал архитектуру, он окончил Институт инженеров путей сообщения в Петербурге и имел право на производство работ. А вот необходимости в таком роскошном доме у него не было. Шарданов имел просторную служебную квартиру, да и с личной жизнью у него не складывалось.
Для простоты Шарданов взял себе русское имя Борис Николаевич, но о корнях не забывал. Фасад дома украсил персидскими драконами, традиционными мусульманскими символами, звездой и полумесяцем, а также надписью на арабском языке: «Этот особняк построил Батырбек Шарданов в 1905 году». Кабинет он оформил в мавританском стиле — потолок и стены покрыл искусной лепниной и резьбой по гипсу с восточными орнаментами. Но одним стилем не ограничился: внутри буйство эклектики — и барокко, и рококо, и ренессанс.
Современники обвиняли Шарданова в алчности, говорили, где деньги, там и он. Справедливы ли эти упреки, неизвестно, но коммерческая жилка у него была. Первый этаж особняка он сразу спроектировал под торговые заведения, а жилые комнаты разместил на втором этаже — туда вела отдельная резная дверь. Там же, а не у центрального входа, он сделал парадную лестницу с ажурными перилами. Стены и потолок украсил альфрейной росписью, то есть имитацией лепнины. В углу комнат стояли голландские печи с уникальным дизайном и в той цветовой гамме, что и раскрашенная лепнина и декоративная роспись плафонов.
В 1907 году Шарданов сдал второй жилой этаж под картинную галерею, которую коллекционер Федор Коваленко подарил городу. У Шарданова было несколько причин отказаться от особняка. Он любил жену своего друга, атамана Михаила Бабыча, а того назначили военным начальником Карской области, и Шарданов уехал вслед за ними. К тому же у него не сложилась депутатская карьера, он разочаровался в городе, да и получил новую работу при строительстве нефтепровода. А картинная галерея в особняке до сих пор — сейчас это художественный музей имени Ф.А.Коваленко, поэтому увидеть исторические интерьеры может каждый.
Как думаете, зачем Шарданов отстроил себе такой роскошный дом?