Уже в 1942 году Германия стала ощущать острую нехватку людских ресурсов – в условиях столь масштабной войны на огромных пространствах. Решено было пока что убрать в долгий ящик пропагандистские тезисы о том, что военную форму может носить только человек достойный, идеологически выдержанный. И начать пополнять запасы «пушечного мяса» заключёнными. Коих в Третьем Рейхе, как в любом другом тоталитарном государстве, было предостаточно.
Для этого приказом командования вермахта (ОКВ) от 2 октября 1942 года были созданы 999-е штрафные батальоны (с пометкой «на время войны»). Они комплектовались зэками.
Совершивших преступления солдат и офицеров вермахта ещё до этого, в 1941-м, стали отправлять не в тюрьмы, а в команды штрафников – «исправительные 500-е подразделения».
А в Ваффен СС ещё с 1940 года существовала сформированная из зэков зондеркоманда «Дирлевангер». Но то было карательное подразделение, предназначенное для «грязной работы».
«Пусть не лучшие отдают свои жизни на фронте, а физически и духовно неполноценные»
В вермахте же 500-е и 999-е батальоны представляли собой типичное «пушечное мясо». Их отправляли на самые трудные участки фронта – туда, где бои были чреваты большими потерями. И этот факт не скрывался, а, наоборот, пропагандировался.
Вот цитата из пропагандистского «Журнала по военному праву»:
«Нельзя допустить, чтобы лучшие отдали свою жизнь на фронте, в то время как физически и духовно неполноценные подрывали позиции нашей Родины. Нельзя еще раз допустить, чтобы война очень сильно ударила по ценным элементам нашего народа. В данной ситуации естественный отбор пойдёт в обратную сторону».
Согласно разосланному в войска циркуляру, в условиях военного времени, проштрафившихся солдат или офицеров могли сослать в «исправительное подразделение 500» не только через трибунал, за какое-то конкретное преступление, но и просто –
«ленивых, небрежных, грязных, недовольных, упрямых, антисоциальных и асоциальных личностей, бездушных (именно такая формулировка), жестоких, лживых, мошенников, безвольных, психопатов».
Срок пребывания в 500-м штрафбате составлял от 3 до 6 месяцев. Выживал мало кто – процентов 10. Этих везунчиков, при условии «исправления», реабилитировали и переводили в обычные подразделения.
У лиц, взятых из тюрем и лагерей в 999-е штрафные батальоны, было ещё меньше шансов дожить до своей реабилитации. Особенно не доверяли нацисты политическим заключённым – коммунистам и другим диссидентам. Справедливо ожидая от них дезертирства и перебежничества.
Поэтому соотношение уголовники / политические выглядело в штрафных 999-х батальонах как 70 / 30 процентов. Но чем ближе к концу войны, тем сильнее был дефицит людей, поэтому брали уже всех подряд.
Боевое применение штрафных подразделений вермахта
Уставной персонал, который отвечал за боеспособность штрафбатов; за военное руководство ими; включал в себя не только специально подобранных офицеров вермахта, но также унтер-офицеров и даже рядовых (рядовые вермахта, которые должны были присматривать за штрафниками, в подобных частях назывались маншафтами).
Первоначально предполагалось, что 999-е батальоны будут использоваться на африканском театре военных действий – там, где в то время было очень жарко, во всех смыслах этого слова. И дезертировать откуда было особо некуда: кругом пустыня, а Европа – далеко за Средиземным морем.
Действительно, несколько штрафных батальонов, сколоченных в «999-ю лёгкую африканскую бригаду», в марте 1943 года были переброшены в Тунис, а оттуда – прямиком на фронт. Уже в мае того же года они капитулировали, вместе со всем Немецким африканским корпусом.
Новые 999-е батальоны направлялись в Грецию, где они наряду с регулярными частями Вермахта использовались в качестве оккупационных войск. А в 1944 году некоторые из 999-х штрафбатов прибыли и на Восточный фронт.
Показали они себя там не лучшим образом, поэтому германское военное командование кое-где приняло решение разоружить три 999-х батальона целиком, и использовать их только лишь для земляных работ – строительства оборонительных сооружений.
🔵«Больше всего мы боялись попасть в Сибирь!»- откровения немецкого ветерана дивизии СС «Викинг»
Сколько всего народа прошло через штрафные батальоны вермахта до 1945 года, неизвестно. По данным разных исследований, это от 28 до 37 тысяч человек.
С Вами был Владимир, канал «Две Войны». У меня есть 👉 сайт , 👉 Одноклассники, 📍Rutube. Пишите своё мнение!
Как Вы считаете, насколько эффективны были немецкие штрафбаты?