Последнее время часто обсуждаем с коллегами развитие финансовой грамотности в России и как Правительство РФ уделяет этому особое внимание.
Создаются информационные ресурсы, приложения и ограничительные меры, чтобы человек "не вляпался" в какую-нибудь финансовую неприятность.
Стоит отметить, что уровень академических знаний на этих ресурсах достаточно высокий, но при этом финансовая грамотность в стране очень хромает.
Процесс обучения
На самом деле просто выложить знания этого недостаточно и если бы я на своих консультациях только рассказывал о том, как управлять деньгами, то клиентов у меня бы уже не было)))
Важная особенность в преподавании это мотивация человека к изучению материала, а вот это как раз и не закладывается в федеральных и региональных проектах по финансовой грамотности.
Я знаю о чём говорю, так как писал дополнительный ВКР по дидактике (изучение проблем в обучении).
Лучше усваивали материал те, кто был заинтересован, но как заинтересовать?
Игровые процессы в обучении
Это мой любимый вариант. Здесь сразу вспоминается игра Роберта Кийосаки Денежный поток, но я её не рекомендую, так как она не описывает экономические реалии в России. Она заточена под Америку.
Играть любят не только дети, но и взрослые, по этому таким методом проще развивать навыки обращения с деньгами.
Из самых простых примеров отлично подойдет монополия - она как минимум учит считать деньги.
А деньги любят счёт. Это поможет привить навык ведения семейного бюджета и даёт понимание, как влияют те или иные активы на бюджет.
Для детей спектр игр намного больше, чем для взрослых. Про них можно написать отдельную статью, если вам интересно.
Для взрослых лучше подходит работа в группах, нас хлебом не корми, дай показать, что мы круче других. Состязательный эффект подстегивает интерес к изучению материала.
Так же есть игры на смартфоне, причём заточенные под Российскую действительность.
Не буду называть, чтобы вы не сочли за рекламу.
Найдете в интернете или спросите у меня в личных сообщениях в ВК - здесь.
Проблема игр в том, что они помогают изучить только правильную механику действий, но без учета личностных особенностей человека.
Даже просто механика управления деньгами выведет вас на более высокий уровень, но всё равно не сравнится с вашим ростом при учете психологических особенностей.
Боль - решение
К сожалению, это самый эффективный для взрослых людей метод, часто приходится его использовать на практике.
Дело в том, что многие понимают - надо учиться управлять деньгами правильно, но до конца не осознают зачем им это и по этому сливают прогресс.
Это как с бросанием курить.
Возможно, если это был бы основной источник моего дохода, то меня и устраивало постоянное посещение клиентов без особого их продвижения, но по природе я люблю преподавать и мне важно видеть прогресс.
Приходиться расшатывать их эмоциональное состояние и выводить на негативный опыт связанный с деньгами, так я нахожу причину переживаний и беспокойства клиента.
На основе этого уже можно работать с человеком и результат не заставляет себя долго ждать.
Мы пытаемся избегать болезненных ощущений, мы так запрограммированы. Я просто даю человеку установку на решение причины беспокойства, что на длинном отрезке времени лучше работает, чем ситуативное избегание переживаний.
Пора получать третье образование, ещё и психолога)
Резюме
В целом подводя итоги получается, чтобы был существенный прогресс в развитии финансовой грамотности нужно не только дать информацию, но и организовать процесс вовлечения людей к изучению.
Например, не выдавать кредит, пока не пройдут тест на финансовую грамотность.
ДРУГИЕ СТАТЬИ КАНАЛА:
Об авторе:
- Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией.
- Консультирую по личным финансам в г. Иваново. Дам направление над чем работать, чтобы ваша жизнь в плане финансов стала комфортнее!
Пишите, буду рад пообщаться!
P. S. Поддержи канал подпиской, лайком или комментом, тебе ничего не стоит, а мне приятно👍.