Я не хочу высчитывать часы и минуты, но совсем недавно мы прошли своеобразный юбилей: 100 дней с даты, которая разделила жизнь в России на «до» и «после».
Так исторически сложилось, что одной из лакмусовых бумажек общей ситуации в стране за последние десятилетия стал авторынок. И для многих из нас стремительно пришедшие (и прошедшие) изменения наиболее хорошо видны на примере автомобильной отрасли.
Сейчас власти упорно пытаются подбодрить нас «хорошими новостями» вроде открытия параллельного импорта, но в реальности ситуацию на рынке новых автомобилей он не спасет. Автомобиль – это не дорогие часы, фирменная посудомойка или смартфон. Который после покупки с вероятностью 99% честно проживет свои пару-тройку лет до конца гарантии – даже без обращения в сервисные центры производителя и т.д. Автомобиль нуждается в обслуживании и ремонте намного чаще – просто потому, что объективно состоит из гораздо большего числа деталей и работает в гораздо менее щадящих условиях, чем телефон, лежащий в вашем теплом кармане (да еще и зачастую в защитном чехле). Так вот, проблему параллельного импорта сами автопроизводители решили для себя предельно просто. Да, они не могут физически запретить ввоз своей продукции на территорию России. Зато могут сделать так, чтобы этот ввоз просто потерял смысл. Я говорю сейчас об отмене гарантии на машины, которые приехали в Россию новыми – будучи изначально предназначенными для других стран.
Если говорить о «премиум-сегменте», то падение будет даже не на порядок (c 40-50 тысяч BMW или Mercedes-Benz по итогам 2021 года до 4-5 тысяч в 2023-м), а больше. В отсутствие нормальных гарантийных обязательств (вкупе с ростом цен на запчасти и ГСМ) позволить себе обслуживание таких машин смогут лишь действительно обеспеченные люди вроде политической элиты, топ-менеджеров, шоу-бизнеса и футболистов-хоккеистов. Это я уже не говорю о том, что саму страну покинула немалая часть зажиточных людей. Хотя я мало занимался аналитикой российского авторынка в последние годы, но «пованговать» не против: предположу, что объем продаж всех новых автомобилей от Mercedes A-class до условного Bentley Bentayga Speed сожмется до 200-250 тысяч штук в год до примерно 5-10.
В принципе, количество реально богатых (или не умеющих считать деньги) людей, готовых позволить себе не самый "жирный" BMW X6 за 18-20 млн рублей, можно увидеть уже сейчас:
В общем – с покупателями разобрались. Покупать им теперь (из приличных новых машин с гарантией) будет почти нечего. А что с продавцами? Так как мы все традиционно недолюбливаем автодилеров, то их проблемам принято не сочувствовать, а даже злорадствовать. Два года назад, на пике «короны» в апреле 2020-го, многие уже думали, что дилерской сети в стране приходит конец. Но вместо этого дилеры примерно полтора года, то есть с лета 2020-го по февраль 2022-го, благодаря дефициту машин и прочему изо всех сил доили покупателей и «катались как сыр в масле». Но, увы, «жирные» времена и правда подошли к концу. По крайней мере, для тех, кто не перейдет на серый импорт подержанных машин из Эмиратов и других стран. Сейчас, я так понимаю, это перспективное направление. Ведь купить уже вышедшую с гарантии трех-пятилетку психологически, да и финансово намного проще, чем такую же новую - тем более лишенную гарантии искусственно.
Возможно, ввоз подержанных машин и станет тем самым «параллельным импортом», который по сути заместит продажи новых иномарок в России. Проще говоря, мы в прямом смысле возвращаемся в девяностые. Хотя, скорее, в начало двухтысячных. Но тогда дилерская сеть стремительно зарождалась, а сейчас – столь же стремительно вымирает. И дело здесь не только в том, что «рыночек порешал» - сами производители делают так, чтобы убить своих российских дилеров. Никакой экономики и здравого смысла здесь, на первый взгляд, нет. Многие ждали, что Европа не будет «рубить сук, на котором сидит». А этот сук был не так уж и тонок. Примерно 45 тысяч автомобилей BMW, проданных в России за год – это спор за пятое место в Европе после Германии, Великобритании, Франции и Италии. Как говорит вроде бы начальник лагеря в фильме Бумер-2, «деньги-то хорошие». И, как мы видим, иностранные производители очень даже готовы с этими деньгами расстаться. Но здесь может быть один нюанс: правительства родных стран наверняка пообещали какую-то компенсацию. Например, стимуляцию продаж как раз в тех странах, из которых россияне теперь активно вывозят «бэушку». Тот же Ближний Восток, кстати, очень сильно просел по продажам автомобилей сегмента luxury за прошедшие 5-7 лет. И немцы наверняка не прочь «перераспределить» автомобили от «вражеских русских» к «дружеским арабам». Как раз и высокие цены на нефть способствуют этому – не говоря уже о том, что потерянные Россией контакты на поставку углеводородов во многом перехватил как раз Ближний Восток.
Но даже на подержанную арабскую Тойоту у большинство россиян денег традиционно не хватает. И тут вроде бы должны «выстрелить» отечественные производители. Но проблема в том, что этих отечественных уже и не осталось. УАЗ в новостных заголовках бравирует тем, что не продолжает производство, но… неужели кто-то вместо желанного Логана или Дастера пойдет покупать себе Хантер или Патриот? Точнее, в диапазоне около 2 миллионов рублей можно поискать (или выпросить со скидкой) что-то из китайских кроссоверов. А вот для аудитории обычных бюджетных седанов/хэтчбеков сейчас по сути остался доступен лишь АвтоВАЗ.
Конкретно ситуация с новыми автомобилями Лада действительно отличается от «иномарочной». Те, кто говорят, что их продажи упали из-за сильного дефицита, не совсем правы. Достаточно просто прогуляться до ближайшего дилера. В большинстве случаев машины есть, но их тупо не покупают. Почему? Клиенты явно ждут отката цен – особенно в свете упавшей валюты. И здесь находится еще одно объяснение, почему АвтоВАЗ тянет резину и не восстанавливает массовый выпуск машин: ведь если насыщать рынок машинами, придется и существенно снижать цены, что их покупали.
P.S.: моя ближайшая книга ("Автомобили Mercedes-Benz. Наследие главной звезды. 1976-2006") должна выйти в декабре 2022 года. К сожалению, резко выросшие весной цены на типографские услуги до сих пор практически не снизились. Сейчас я всеми силами стараюсь собрать деньги на печать тиража. Вы можете помочь моему проекту, отправив любую сумму:
А вот так выглядит моя первая, уже изданная, книга по истории легковушек Mercedes-Benz. В описании к видео указаны контакты автора по вопросам ее приобретения: