Найти в Дзене

ИСКУССТВО СВЯЗЫВАНИЯ — ХОДЗЁ ДЗЮЦУ 捕縄術

Оглавление

Умение связывать известно в Японии с XIV века. Оно требовалось для одновременного решения двух практических задач: не дать пленнику
бежать, но при этом сохранить его жизнь, что было актуально в период междоусобных феодальных войн, когда пленник мог быть обладателем важной информации либо был ценен как заложник, которого можно было обменять на захваченных противником вождей своего клана. Ещё одной сферой, где применялось связывание, было уголовное делопроизводство: задержание, конвоирование и допрос подозреваемых в совершении
преступлений (в конце периода Эдо данные методы были выделены в отдельное искусство задержания преступника - 警 察 術
кэйсацудзюцу, неотъемлемой частью которого являлось как собственно искусство связывания,
так и конвоирование или транспортировка связанного преступника). В силу ряда обстоятельств в Японии в этих целях, равно как и для осуществления многих других действий из повседневной жизни воинов (взнуздывания и седловки лошади, подъёма по стене, привязывания лодки, боевого облачения и др.) использовалась именно верёвка. Вообще, различные средства и способы обездвиживания пленников, от верёвки до кандалов и колодок, в средние века применялись практически во всех странах, но разработать столь сложную, в мельчайших деталях продуманную систему и возвести её в ранг искусства смогли только японцы.
Ходзёдзюцу входило в набор навыков, обладать которыми должен был каждый воин, и наибольшее распространение получило в кровавый период междоусобных войн Сэнгоку Дзидай (1467-1568). Нижние чины полиции, комоно, официальные помощники (дружинники) гоё-укики, а также неофициальные помощники, многие из которых были обычными бандитами, переметнувшимися на сторону власти, и назывались окапики, обучались основам ходзёдзюцу.

-2

Согласно некоторым источникам, связывать противника считалось ниже самурайского достоинства, и эта работа доставалась обычно досин, то есть самому нижнему слою в среде самураев, и их подчинённым, которые, зачастую имея дело с высокопоставленными пленниками, конечно же, стремились не причинить им вреда, чтобы невзначай не навлечь беду на свои головы, а всего лишь эффективно связать и доставить в целости и сохранности по назначению. В автобиографических записках Араи Хакусэки (1657-1725), главного советника сёгуна Токугава Иэнобу, рассказывается, как его отец отругал его, застав подростком за метанием верёвки, и объяснил, что сам, будучи на службе, всегда носил с собой верёвку, но лишь на случай, если у помощников её при себе не окажется, и никогда ею не пользовался, так как это не подобает знатному лицу. Пленников связывали по-разному, в зависимости от их происхождения и положения в обществе. По способу связывания можно было определить, к какому сословию (дворянскому, воинскому, крестьянскому, ремесленническому, торговому, монашескому, священническому или же к нищенскому) принадлежит как сам пленный, так и тот, кто его захватил. Кроме того, если человека признавали виновным в чём-либо, способ связывания указывал и на совершённое им преступление. Особые приёмы были разработаны для обращения с теми, у кого сильные руки, с особо гибкими людьми (в частности, с ниндзя, некоторые из которых могли сами вывихнуть себе сустав, чтобы высвободиться), а также с пленниками, ведущими себя агрессивно, впавшими в безумие, и с женщинами.

Типы верёвок для связывания. Материал для изготовления, длина и цвет верёвки для ходзёдзюцу. Значение символики верёвок и узлов.

Верёвки для связывания (торинава) подразделяются на: - 速縄 хаянава («быстрая верёвка [для ареста]»): относительно короткая (от 50 см до 5 м) и тонкая (от 3 до 5 мм) верёвка, имеющая обязательную жёсткую или «плавающую» петлю (雀口 дзякугути), крюк (鉤 каги), небольшое металлическое кольцо (鉄輪 тэцува) или штырь-иглу (針 хари) и т.д. на конце, применявшаяся как средство задержания преступника в стойке и - 本縄 хоннава («основная верёвка [для ареста]»): длинная (в основном, от 5 до 10 м, но встречаются описания и 21 м (!) торинава) верёвка различной толщины (от 3- 4 мм до 1,5 см), применявшаяся для разнообразных методов связывания и обездвиживания сидящего или лежащего преступника после его непосредственного обездвиживания при помощи хаянава (если в этом была необходимость).

В зависимости от решаемой задачи и специфики школы ходзёдзюцу, варьировалась длина используемой верёвки: от полуметра (и даже меньше — для связывания пальцев рук и/или ног) до более чем десяти метров. Наиболее распространённой длиной верёвки было от 4,5 до 6,5 м. В основном верёвки делались из туго скрученного льняного волокна, отбитого до мягкости. Шёлковые верёвки использовались редко из-за того, что шёлк скользит, и в основном для тренировки на соломенных или бумажных чучелах. В некоторых случаях полагалось применять пеньковую (то есть изготовленную из волокна конопли) верёвку. Для предотвращения гниения верёвку рекомендовалось пропитать кровью (поэтому абсорбирующие свойства материала, из которой изготавливалась верёвка, являлись отдельной статьёй её качества) и периодически вымачивать её в солёном растворе, т.к. это предотвращало гниение и рассыпание волокон. Для связывания молоденьких и пожилых дам применялись особо мягкие верёвки, пропитанные соком незрелой хурмы, но они служили не долго и были не особо прочными. В период Эдо (1603-1868) особо ценились верёвки, изготовленные монахами храма Сансюходзё-дзи. В эпоху Эдо (1603-1868) для указания на статус пленника и совершённое им преступление верёвки стали окрашивать в разные цвета. Так, белая верёвка означала мелкое правонарушение, а синяя — тяжкое преступление. Высокопоставленных пленников связывали фиолетовой верёвкой, людей среднего сословия – светло-голубой, красной и оранжевой, а тех, кто происходил из низших слоёв общества — чёрной. Согласно другим источникам, цвет верёвки определялся исходя из менее прагматичных соображений и соответствовал принятой символике для обозначения четырёх времен года и соответствующих им четырёх сторон света (пленник сажался лицом в этом направлении) и четырёх мифических существ — покровителей:

Торинава пяти цветов (музейная экспозиция из коллекции Нава Юмио)
Торинава пяти цветов (музейная экспозиция из коллекции Нава Юмио)
(紺縄 коннава) синий — весна, восток, дракон;
- (赤縄 аканава) красный — лето, юг, феникс;
- (白縄 сиронава) белый — осень, запад, тигр;
- (黒縄 куронава) чёрный — зима, север, черепаха;
- в «дни собаки» (конец июля — начало августа) применялась жёлтая верёвка (黄縄 кинава)

Позднее эта символика была отброшена, а цвет верёвки, белый (横目縄 ёкомэнава – верёвка «косого взгляда», использовалась в северном районе) или индиго (標縄 сирусинава – «знаковая верёвка», использовалась в южном районе), стал указывать лишь на то, какое подразделение полиции занимается этим заключённым. Следует также помнить, что японцы крайне чувствительны к вопросам достоинства и чести. Быть связанным считалось позором, а унижение страшнее смерти.

Поэтому при нарушении правил связывания к ответу могли призвать и самого блюстителя порядка. Поскольку виновным в преступлении человека может признать только суд, до вынесения приговора подозреваемых, хотя и связывали, но обозначали это эвфемизмами наподобие «оборачивания» и не завязывали верёвку узлами, и тогда это уже не считалось позором. В таких случаях вместо узлов верёвку закрепляли скользящими петлями, крепили крюками к одежде либо пропускали концы сквозь металлические кольца и держали за них. Узлы вязались также в зависимости от конкретной поставленной задачи, их было великое множество, как простые и быстрые, так и скользящие, самозатягивающиеся в случае сопротивления арестованного или его попыток высвободиться. При конвоировании группы пленников их связывали одной длинной верёвкой в цепочку друг за другом за запястья. Обычная длина верёвки, использовавшейся для сопровождения одного пленного, составляла около семи метров. В принципе для того, чтобы связать противника, в дело шло даже сагэо — верёвка для привязывания ножен самурайского меча.

-4

Техника ходзёдзюцу. Общие принципы и правила

Техника вязки выбиралась в зависимости от требуемой степени обездвиживания пленника. Можно связать руки так, что пленник может, например, есть, но не может вступить в схватку, ноги — так, что он может стоять, но не может идти, или может идти, но не может бежать, или может отойти лишь на определённое расстояние; а можно и зафиксировать его так, чтобы он вообще не шелохнулся. Верёвку для ходзёдзюцу держали сложенной так, чтобы при разматывании она не путалась, и хранили в рукаве или кармане кимоно, длинные верёвки иногда затыкали под пояс оби. Наиболее важной задачей было подавить сопротивление врага в то время, как его связывали, причём только одной рукой, так как другая в это же время занималась верёвкой. Потому большую помощь оказывало знание кюсё, то есть активных точек на теле человека. Порой для того, чтобы пленник вёл себя смирно, его клали ничком, а над его шеей втыкали в землю меч лезвием вниз, что отбивало желание шевелиться. Помимо верёвки, как уже отмечено, в ходзёдзюцу применялись и другие приспособления, как, например, крюк на верёвке ( кагинава), которым цепляли за одежду или метали (с той же целью) в убегающего врага. Зацепившись за одежду, крюк создавал «точку опоры», с которой можно было начинать связывание, или, в случае бегства, валил человека с ног, и его хватали до того, как он успевал освободиться. Затем его опутывали замысловатой верёвочной паутиной, полностью его обездвиживавшей. Крюк также вставляли пленнику в рот или втыкали в узел причёски, чтобы подавить сопротивление.

Четыре основных правила 捕縄術 ходзёдзюцу состоят в том, чтобы:

- Не позволить пленнику высвободиться;

- Не причинить ему физического или психического вреда;

- Сохранить технику вязки в тайне;

- Сделать обвязку красивой.

Интересно, что, поскольку конкретные приёмы варьировались в зависимости от местности, при транспортировке преступника по стране непосредственно перед тем, как передать его в руки конвоя из другой провинции, его освобождали от верёвки, чтобы даже коллеги не могли подсмотреть, как он связан. Конвой обычно состоял из четырёх человек, и пока один вязал, остальные становились вокруг в кольцо, и не только для того, чтобы преступник не мог бежать, но и чтобы скрыть процесс от любопытных глаз.

Связывание верёвкой использовалось и в качестве пытки. Фиксация в позе лобстера (ноги скрещены и подтянуты вплотную к плечам спереди, руки сложены за спиной и зафиксированы, руки и ноги через плечи стянуты так, что попытка опустить ноги задирает руки, и наоборот) или подвешивание на заведённых за спину руках, даже если верёвка обхватывает торс и руки не выламываются из суставов, уже через довольно короткое время начинает причинять острую боль, а допросы на востоке осуществляют очень и очень неспешно.

Приёмы 捕 縄 術 ходзёдзюцу, наряду с техникой бросания верёвки и обездвиживания захваченного противника, были впервые формализованы в рамках школы Такэноути рю (XVI век) и затем вошли в репертуар многих (до 150) рю, то есть школ боевых искусств.

С реставрацией Мэйдзи (1868) искусство ходзёдзюцу пришло в упадок. В современной Японии мастеров ходзёдзюцу осталось очень мало. Одним из них был покойный сэнсэй Симицу Такадзи из школы Синдо Мусо рю, который с поражающим воображение проворством и изяществом захватывал и связывал противника. Однако почти во всём в Японии существует преемственность, и ходзёдзюцу не умерло совсем. В арсенал полицейских до сих пор наряду с наручниками входит и двухметровая верёвка. Ею удобно пользоваться при задержании сопротивляющегося правонарушителя (например, буйного пьяного) или нескольких человек; в последнем случае их привязывают друг к другу. Верёвкой в Японии огораживают от публики места происшествий, используя её как кордон.

                                                      Сэнсэй Симидзу Такадзи
Сэнсэй Симидзу Такадзи

Кстати, использованием верёвки японская полиция обязана именно сэнсэю Симицу Такадзи, продемонстрировавшему своё мастерство специальной комиссии в 1927 г. и затем преподававшего ходзёдзюцу полицейским в рамках курса дзюдо. Запрет на занятие боевыми искусствами, введённый после поражения Японии во Второй мировой войне, не затронул ходзёдзюцу, рассматривавшееся к этому времени уже как неотъемлемая часть навыков патрульного полицейского. В послевоенный период основные приёмы были адаптированы к потребностям современной жизни.

МИЯМОТО МУСАСИ: ЖИЗНЬ С ОРУЖИЕМ В РУКАХ

Миямото Мусаси - самый почитаемый и знаменитый фехтовальщик в истории Японии. Однако лишь немногие из многочисленных работ, посвящённых этому загадочному воину, опираются на первоисточники. Ещё меньше работ посвящено эмоциональным потрясениям, которые подтолкнули его к тому, чтобы стать лучшим в своём деле. Это первая биография, которая выполняет эти задачи и использует богатство забытых или недавно обнаруженных материалов.

Уильям де Ланге перевёл все известные тексты о Мусаси и на основе своих исследований осветил спорные и даже неизвестные события из жизни фехтовальщика. Среди них - источник его непростых отношений с отцом, его местонахождение во время битвы при Сэкигахаре, его героизм во время летней осады замка Осака и приключения в последующие годы. Мы узнаем о скрытом гневе, побудившем его убить своего первого противника на дуэли в возрасте двенадцати лет, о его стремлении уничтожить известный клан фехтовальщиков Ёсиока и о тщательно организованном поединке с Сасаки Кодзиро на острове Гэнрю. Также узнаем о его приёмных сыновьях и их судьбе, а так же о родном ребёнке Мусаси, о котором почти не упоминается в современных источниках. И наконец, мы проследим за тем, как создавалась его «Книга пяти колец», которая стала итогом его боевой философии.

Превзойдя своих учителей и сверстников, Мусаси создал беспрецедентную в истории японских боевых искусств школу фехтования боя двумя мечами - Нитэн Ити-рю. Влечение к хаосу битвы соперничало с радостью от созерцания красоты, а постоянное стремление к совершенству в своём искусстве лишало его эмоциональных связей, по которым он так тосковал. Сложный портрет Мусаси, который вырисовывается здесь, далёк от того образа, что был создан в художественно литератору, кино и фольклоре.

ОЗНАКОМИТЬСЯ С КНИГОЙ

-6

ВСЁ О БОЕВЫХ ИСКУССТВАХ В ГРУППЕ ВК БУСИДО 武士道: ПУТЬ ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ