Интенсивность движения автомобилей сегодня абсолютно не сравнима с той, что была 100, 70, 50 и даже 20 лет назад. Вряд ли кто-то уже может представить шоссе без разделительной полосы. Но так было не всегда.
Напали на след
Идея создания первой дорожной разметки принадлежит Эдварду Хайнзу, члену дорожной комиссии в штате Мичиган (США). Как-то раз в 1911 году он ехал по довольно узкой дороге и перед ним возник грузовик, из которого капало молоко. Белая струйка на темном асфальте надоумила Хайнза предложить нанести похожую разметку посередине первой бетонной дороги Woodward Avenue в Детройте. И хотя нововведение действительно помогло сделать движение безопаснее, широкого распространения она не получила.
Через 6 лет уже в Калифорнии медсестра Джун МакКэролл на своём автомобиле спешила к больному. Внезапно выруливший со встречного направления грузовик чуть не врезался в нее. Опасная, но одновременно заурядная ситуация настолько потрясла МакКэролл, что она обратилась к местным властям с идеей разделить встречные потоки автомобилей. Администрация похвалила ее за идею, но ничего не предприняла. Тогда отважная медсестра вручную покрасила дорогу протяженностью около 3,2 км. Она писала во все возможные инстанции, пока в 1924 году они, наконец, не сдались и не выпустили постановление о необходимости нанесения разметки.
Как это часто бывает, важные открытия случаются практически одновременно. В 1921 году первая маркировка на дорогах появилась и в Великобритании. В пригороде Бирмингема власти провели эксперимент с ее нанесением, чтобы посмотреть, позволит ли она повысить безопасность. Идея оказалась настолько успешной, что белую разметку сделали стандартом не только в Великобритании, но и во многих других государствах.
Тем не менее, помимо белой версии, существовали и другие. Например, в 1930-х годах в Германии использовали черную краску для разделения движения, но быстро от нее отказались, так как она была абсолютно незаметна на дороге. Теперь черную краску используют только в сочетании с белой при нанесении вертикальной разметки.
Позднее, в 1950-х годах Элберт Боттс из Калифорнийского транспортного департамента придумал краску, в состав которой добавляли специальные стеклянные шарики. Это позволяло видеть нанесённую разметку за счёт отражения от них света и воды. Бонусом водители получили ещё один важный эффект, - при наезде на разметку автомобилисты чувствовали вибрацию. Ничего не запоминает?
Несколькими годами позже ученик Боттса придумал специальную эпоксидную смолу, которая позволяла надёжно крепить пластиковые и керамические маркеры (те самые полусферы, которые вы можете встретить на запрещенных для автомобилей съездах на дороге). Они получили название Botts' Dots, или "точки Боттса". Сначала их начали использовать на дорогах США, а затем и других стран мира.
Когда дорожные инновации появились в России?
Первая разметка на дороге появилась в 1933 году, тогда ещё Советском Союзе, когда булыжные мостовые в Москве покрыли асфальтом. К 1935 году разделительную полосу нанесли на трассу Сочи-Мацеста, дополнив ее стрелой, которая показывала участок, где разрешено разворачиваться. Это было настолько непривычно, что новая система проезда удостоилась заметки в СМИ.
Как и с любой новацией, у нее были и противники. Например, шофёр Союзтранса Гуськов пересёк белую линию автотрассы Сочи — Мацеста, а дорожную стрелку стёр, рассчитывая уйти от наказания. Увы, ему это не удалось: за нарушение его арестовали на 15 суток и лишили права езды на машинах в Сочинском районе. Этот случай побудил уполномоченного ВЦИК по делам курорта найти новый рецепт краски для разметки.
На любой вкус и цвет
Сейчас для обозначения внезапных препятствий на дороге, ограждения опасных участков автодорог и много другого используется вертикальная разметка.
Цвет ее по-прежнему остаётся белым, тем не менее, временная разметка бывает также жёлтой (Германия, Эстония), оранжевой или красной (Австрия, Швейцария) и используется при ремонтных работах и реорганизации дорожного движения.
Более того, в современном мире стало недостаточно тех средств обозначения правил и знаков, что были раньше, поэтому дорожные службы все чаще начали использовать светоотражающие материалы и шумовую разметку, которая позволяет "взбодрить" уставшего водителя и напомнить о снижении скорости.