Меня давно, ещё класса со второго, интересовала тема парности-непарности согласных звуков. И не только. Б-П, В-Ф - это понятно. Непонятно другое:
- Почему нет пары у Н, Р, Л, М? Где пара у Х, Ц, Ч, Щ?
Почему я так ратовала именно за пары, а не за самодостаточное одиночество, не знаю. Но именно это сохраняло интерес к буквам. Ведь гласные-то все состояли в логичных "парах".
(Кстати, А-Я и другие - это отличный пример более широкой и более узкой энергетики гласных относительно друг друга!)
Ну и ещё куча детских вопросов:
- Если есть И-краткое, то может ли быть А-краткое, О-краткое? А И-длинное?
- Если я произношу АГА с мягким, южным Г, то почему этой буквы нет в русском языке? Как отличить АГА я говорю или АГA? Ну вот опять!
- Почему вообще письменный и устный русский язык так отличаются?
- Тебе на филологический надо идти! - говорили мама-филолог и тётя-филолог. Но почему-то мало что объясняли. Сейчас я, конечно, могу ответить на любой свой детский вопрос. Но один вопросище оставался:
Есть ли что-то ГЛАВНОЕ за этой классификацией по парности, звонкости, гласности-согласности?
Ведь должно что-то СТОЯТЬ за этой классификацией! Не может же она быть ПРОСТО описательной, констатирующей!
Какую тайну хранят парные согласные? Звонкий + глухой
Значения образов букв легко считывать и сравнивать между собой у коротеньких существительных или глаголов, содержащих главный А-слог. Так будет видна одна интересная закономерность:
Глухой согласный может принимать почти противоположный или более бледный АСПЕКТ СМЫСЛА, по сравнению со звонким согласным - из всего арсенала значений этих двух парных согласных
Пара Б - П на примере слов с БА и ПА.
- БАять = выражать ЕСТЕСТВЕННУЮ красоту, ВЕЛИКОЛЕПИЕ и силу потока Бытия НЕПОСРЕДСТВЕННО. Это про обаяние, мудрые речи сказителей-баянов - басни, баи (позже байки)
- ПАять = НЕЕСТЕСТВЕННО соединять одно с другим при помощи экстремальных температур, "МЕЛКОЛЕПИЕ" одного к другому ПОСРЕДСТВОМ плавления, спаивания.
Контекст сравнения:
БА - само по себе красивое, целое, непосредственное!
ПА - надо приложить усилие для того, чтобы стать подобным БА
БАЛ - красота самовыражения, ПАЛ - нарочное сжигание
БА! - радость неожиданности, ПА - выученное движение танца
БАС - мощный голос без усилителей, ПАС - сдаться, передать что-то другому по причине нехватки усилий, прилагать усилия для сохранности
ВЫВОД:
Б - естественно, без преград, П - нарочно, с преодолением
И то, и другое - о движении в потоке Бытия
Это, конечно, не все значения двух образов, а всего лишь совпадающие ВЗАИМНЫЕ аспекты, один из которых является ТЕНЬЮ другого.
Эти теневые аспекты НЕ хороши и НЕ плохи сами по себе, а служат для передачи нужного смысла, и зависят от уместности.
Так, Б - не лучше П. Например, для выступления на сцене хороший поставленный танец лучше, чем риски с импровизацией. А вот для собственного удовольствия импровизированный танец от души принесет больше радости, чем после недели репетиций.
Пара В - Ф на примере слов с ВА и ФА
Слово ВАять - есть, а слова ФАять - нет, поэтому рассмотрим другие близкие аналоги:
- ВАР-ВАРить - соединять, сплавлять воедино, создавая общее, совместное
- ФАРА - выделение светом одного выбранного участка
То есть, ВАрить - это объединять, а "ФАрить" - разъединять. Точнее - выхватывать светом что-то одно, оставляя в темноте всё остальное
Ещё пример. Обратите внимание на противоположности и единство:
- ВАта - не имеющий собственной формы СЫРЬЕВОЙ МАТЕРИАЛ, пронизанный множеством СВЯЗЕЙ, дающих рыхлость, объём непрозрачность
- ФАта - имеющее собственную форму ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ, пронизанное множеством связей, но имеющее и множество РАЗДЕЛЕНИЙ (просветов) внутри материала - плетение, которое даёт упорядоченную плоскую форму, а также воздушность, прозрачность.
А ещё ФАта - для того, чтобы ВЫДЕЛИТЬ, "ВЫХВАТИТЬ" (ФА) невесту из всех присутствующих, ОТДЕЛИТЬ от остальных, АКЦЕНТИРОВАТЬ (сравните с примером выше - ФАРА).
Совершенно очевидно, что В и Ф с одной стороны являются чем-то схожим, а с другой стороны - противоположным!
Контекст сравнения:
ВА - образование и поддержание НЕОБХОДИМЫХ связей (ваять, валять, ваза, вата, уважать, сватать, свадьба, свая)
ФА - разделение связей, С СОХРАНЕНИЕМ НЕОБХОДИМОГО их МИНИМУМА, выделение чего-то одного, конкретного из общего, единого (фарш, фаш, фавор, фанат, факт, фаза, фасад, фасон, фактор, фасет, фаска)
И если ВАЯТЬ - это создавать что-то новое, новые формы, поддерживаемые необходимыми связями (о скульптуре), то тогда
ФАЯТЬ (не существует) - теоретически, может принять смысл - "иметь особенности, восхищать" или "выделять что-то одно и следовать ему" или "отделять, давать свободу". Возможны и другие "здания смысла" на "фундаменте" образа ФА.
Может быть, эти образы и дали основу образа "ФАйн - прекрасно" (англ.) или рекламный образ дезодоранта ФА. И что-то про вайфай.
ВЫВОД:
В - образование связей, Ф - разделение связей, их оценка, выделение нужного
И то, и другое - про СВЯЗИ, их необходимый минимум, и действия с ними, поэтому не зря эти согласные образуют пару!
И, кстати, САМА ФОРМА букв В и Ф - красноречиво говорит об аспектах образования и разделения связей! В - как будто "обвязывает", связывает двоих в единое. Ф - это "единое" делит линейкой на две части.
Про тень слова "фаять" в слове ВАЙФАЙ.
Есть очень интересное сокращение - "wi-fi", означающее "беспроводной интернет". Проведём разбор звуковых образов:
- ВАЙФАЙ: ВАЙ - образуй связи + ФАЙ - разделяй связи (будь свободен, независим), выделяй для себя особенное, достойное восхищения
То есть, интерпретация такая, что показывает СУТЬ беспроводного интернета:
Вайфай - будь на связи, будучи независимым
Мы знаем, что в реальности беспроводной интернет - это с одной стороны незримая СВЯЗЬ (ВА), а с другой стороны, физическая независимость (ФА) - от проводов, от привязки к месту, от людей. Поэтому слово "ВАЙФАЙ" - очень ёмкое по смыслу! Абсолютное попадание "в десяточку"!
Образы ВАЙ и ФАЙ - для русского уха - это ещё и ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ!
Для думающих - это скрытое предупреждение о навязчивом побуждении к слишком сильному вовлечению "в Сеть" (образование связи) или к слишком сильному физическому отделению от ближних (разделение связей).
В общем - это пример, когда слово отрабатывает все 300 % смысла! И поэтому оно с нами очень надолго!
Таким образом, на примере Б-П и В-Ф уже можно отметить интересные наблюдения:
Звонкий и глухой парные согласные
- составляют взаимодополняемую по смыслу пару, проявляя почти, но НЕ ПОЛНОСТЬЮ противоположные аспекты смысла. Это как вершки и корешки, кастрюля и крышка, рука и перчатка, старший и младший, предмет и его тень, основное и второстепенное.
- что-то их объединяет - некая трудноуловимая принадлежность к общему смыслу. Этот объединяющий смысл и является основой того, что мы можем написать "хлеб", а сказать "хлеп". А в немецком языке, и наоборот пишут звонкий (вогель), а читают глухой согласный (фогель)
Случайность это или нет - делать выводы пока рано. Наблюдаем дальше. Впереди ещё четыре пары звонких и глухих согласных. Но, поскольку пристальное внимание требует усилий, то остальное рассмотрим в следующих статьях.