Найти в Дзене
Археология смысла

Тайна парных согласных. Часть 1.

Оглавление

Меня давно, ещё класса со второго, интересовала тема парности-непарности согласных звуков. И не только. Б-П, В-Ф - это понятно. Непонятно другое:

  • Почему нет пары у Н, Р, Л, М? Где пара у Х, Ц, Ч, Щ?

Почему я так ратовала именно за пары, а не за самодостаточное одиночество, не знаю. Но именно это сохраняло интерес к буквам. Ведь гласные-то все состояли в логичных "парах".

(Кстати, А-Я и другие - это отличный пример более широкой и более узкой энергетики гласных относительно друг друга!)

Ну и ещё куча детских вопросов:

  • Если есть И-краткое, то может ли быть А-краткое, О-краткое? А И-длинное?
  • Если я произношу АГА с мягким, южным Г, то почему этой буквы нет в русском языке? Как отличить АГА я говорю или АГA? Ну вот опять!
  • Почему вообще письменный и устный русский язык так отличаются?

- Тебе на филологический надо идти! - говорили мама-филолог и тётя-филолог. Но почему-то мало что объясняли. Сейчас я, конечно, могу ответить на любой свой детский вопрос. Но один вопросище оставался:

Есть ли что-то ГЛАВНОЕ за этой классификацией по парности, звонкости, гласности-согласности?

Ведь должно что-то СТОЯТЬ за этой классификацией! Не может же она быть ПРОСТО описательной, констатирующей!

Какую тайну хранят парные согласные? Звонкий + глухой

Значения образов букв легко считывать и сравнивать между собой у коротеньких существительных или глаголов, содержащих главный А-слог. Так будет видна одна интересная закономерность:

Глухой согласный может принимать почти противоположный или более бледный АСПЕКТ СМЫСЛА, по сравнению со звонким согласным - из всего арсенала значений этих двух парных согласных

Пара Б - П на примере слов с БА и ПА.

  • БАять = выражать ЕСТЕСТВЕННУЮ красоту, ВЕЛИКОЛЕПИЕ и силу потока Бытия НЕПОСРЕДСТВЕННО. Это про обаяние, мудрые речи сказителей-баянов - басни, баи (позже байки)
  • ПАять = НЕЕСТЕСТВЕННО соединять одно с другим при помощи экстремальных температур, "МЕЛКОЛЕПИЕ" одного к другому ПОСРЕДСТВОМ плавления, спаивания.
Контекст сравнения:
БА - само по себе красивое, целое, непосредственное!
ПА - надо приложить усилие для того, чтобы стать подобным БА

БАЛ - красота самовыражения, ПАЛ - нарочное сжигание

БА! - радость неожиданности, ПА - выученное движение танца

БАС - мощный голос без усилителей, ПАС - сдаться, передать что-то другому по причине нехватки усилий, прилагать усилия для сохранности

ВЫВОД:

Б - естественно, без преград, П - нарочно, с преодолением
И то, и другое - о движении в потоке Бытия

Это, конечно, не все значения двух образов, а всего лишь совпадающие ВЗАИМНЫЕ аспекты, один из которых является ТЕНЬЮ другого.

Эти теневые аспекты НЕ хороши и НЕ плохи сами по себе, а служат для передачи нужного смысла, и зависят от уместности.

Так, Б - не лучше П. Например, для выступления на сцене хороший поставленный танец лучше, чем риски с импровизацией. А вот для собственного удовольствия импровизированный танец от души принесет больше радости, чем после недели репетиций.

Образ Б и П относительно друг друга. Яркая иллюстрация взаимодействия естественности  и целенаправленных усилий. Единство и противоположность двух образов в одном творческом тандеме. А вот кто тут олицетворяет Б, а кто П - философский вопрос!
Образ Б и П относительно друг друга. Яркая иллюстрация взаимодействия естественности и целенаправленных усилий. Единство и противоположность двух образов в одном творческом тандеме. А вот кто тут олицетворяет Б, а кто П - философский вопрос!

Пара В - Ф на примере слов с ВА и ФА

Слово ВАять - есть, а слова ФАять - нет, поэтому рассмотрим другие близкие аналоги:

  • ВАР-ВАРить - соединять, сплавлять воедино, создавая общее, совместное
  • ФАРА - выделение светом одного выбранного участка

То есть, ВАрить - это объединять, а "ФАрить" - разъединять. Точнее - выхватывать светом что-то одно, оставляя в темноте всё остальное

Образ Ф. На объединение никак не похоже. Скорее, разъединение, выделение одного из прочих
Образ Ф. На объединение никак не похоже. Скорее, разъединение, выделение одного из прочих

Ещё пример. Обратите внимание на противоположности и единство:

  • ВАта - не имеющий собственной формы СЫРЬЕВОЙ МАТЕРИАЛ, пронизанный множеством СВЯЗЕЙ, дающих рыхлость, объём непрозрачность
  • ФАта - имеющее собственную форму ГОТОВОЕ ИЗДЕЛИЕ, пронизанное множеством связей, но имеющее и множество РАЗДЕЛЕНИЙ (просветов) внутри материала - плетение, которое даёт упорядоченную плоскую форму, а также воздушность, прозрачность.

А ещё ФАта - для того, чтобы ВЫДЕЛИТЬ, "ВЫХВАТИТЬ" (ФА) невесту из всех присутствующих, ОТДЕЛИТЬ от остальных, АКЦЕНТИРОВАТЬ (сравните с примером выше - ФАРА).

Вата-Фата. Образ В - Ф - оба про связи. Как и свадьба! /взято из barnaul.gorko.ru, фотограф Анна Меньшикова/
Вата-Фата. Образ В - Ф - оба про связи. Как и свадьба! /взято из barnaul.gorko.ru, фотограф Анна Меньшикова/

Совершенно очевидно, что В и Ф с одной стороны являются чем-то схожим, а с другой стороны - противоположным!

Контекст сравнения:

ВА - образование и поддержание НЕОБХОДИМЫХ связей (ваять, валять, ваза, вата, уважать, сватать, свадьба, свая)
ФА - разделение связей, С СОХРАНЕНИЕМ НЕОБХОДИМОГО их МИНИМУМА, выделение чего-то одного, конкретного из общего, единого (фарш, фаш, фавор, фанат, факт, фаза, фасад, фасон, фактор, фасет, фаска)

И если ВАЯТЬ - это создавать что-то новое, новые формы, поддерживаемые необходимыми связями (о скульптуре), то тогда

ФАЯТЬ (не существует) - теоретически, может принять смысл - "иметь особенности, восхищать" или "выделять что-то одно и следовать ему" или "отделять, давать свободу". Возможны и другие "здания смысла" на "фундаменте" образа ФА.

Может быть, эти образы и дали основу образа "ФАйн - прекрасно" (англ.) или рекламный образ дезодоранта ФА. И что-то про вайфай.

ВЫВОД:

В - образование связей, Ф - разделение связей, их оценка, выделение нужного
И то, и другое - про СВЯЗИ, их необходимый минимум, и действия с ними, поэтому не зря эти согласные образуют пару!

И, кстати, САМА ФОРМА букв В и Ф - красноречиво говорит об аспектах образования и разделения связей! В - как будто "обвязывает", связывает двоих в единое. Ф - это "единое" делит линейкой на две части.

Про тень слова "фаять" в слове ВАЙФАЙ.

Есть очень интересное сокращение - "wi-fi", означающее "беспроводной интернет". Проведём разбор звуковых образов:

  • ВАЙФАЙ: ВАЙ - образуй связи + ФАЙ - разделяй связи (будь свободен, независим), выделяй для себя особенное, достойное восхищения

То есть, интерпретация такая, что показывает СУТЬ беспроводного интернета:

Вайфай - будь на связи, будучи независимым

Мы знаем, что в реальности беспроводной интернет - это с одной стороны незримая СВЯЗЬ (ВА), а с другой стороны, физическая независимость (ФА) - от проводов, от привязки к месту, от людей. Поэтому слово "ВАЙФАЙ" - очень ёмкое по смыслу! Абсолютное попадание "в десяточку"!

Вайфай - образы связи и разделения, В и Ф -  в творческом тандеме, работающие на Человека
Вайфай - образы связи и разделения, В и Ф - в творческом тандеме, работающие на Человека

Образы ВАЙ и ФАЙ - для русского уха - это ещё и ГЛАГОЛЫ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ!

Для думающих - это скрытое предупреждение о навязчивом побуждении к слишком сильному вовлечению "в Сеть" (образование связи) или к слишком сильному физическому отделению от ближних (разделение связей).

В общем - это пример, когда слово отрабатывает все 300 % смысла! И поэтому оно с нами очень надолго!

Таким образом, на примере Б-П и В-Ф уже можно отметить интересные наблюдения:

Звонкий и глухой парные согласные

  1. составляют взаимодополняемую по смыслу пару, проявляя почти, но НЕ ПОЛНОСТЬЮ противоположные аспекты смысла. Это как вершки и корешки, кастрюля и крышка, рука и перчатка, старший и младший, предмет и его тень, основное и второстепенное.
  2. что-то их объединяет - некая трудноуловимая принадлежность к общему смыслу. Этот объединяющий смысл и является основой того, что мы можем написать "хлеб", а сказать "хлеп". А в немецком языке, и наоборот пишут звонкий (вогель), а читают глухой согласный (фогель)

Случайность это или нет - делать выводы пока рано. Наблюдаем дальше. Впереди ещё четыре пары звонких и глухих согласных. Но, поскольку пристальное внимание требует усилий, то остальное рассмотрим в следующих статьях.

Всем Добра! Здоровья!

И до новых встреч!