Найти тему

Лжедефолт «назло кондуктору» — это уже не наша проблема

27 июня Россия «впервые с 1918 года» допустила дефолт по внешнему госдолгу. Так, во всяком случае, сообщили западные информагентства со ссылкой на международные рейтинговые агентства, ушедшие из России и де-факто здесь не работающие. При этом дефолт назвали кульминацией санкционной кампании против России.

— В данном случае мы столкнулись с чисто политической атакой на Россию в информационном пространстве, — комментирует председатель Комитета Госсовета РК по бюджетно-финансовой, инвестиционной и налоговой политике Ольга Виноградова. — Несмотря на все наскоки Запада по объявлению этого, я бы сказала, лжедефолта, рубль укрепляется, и это сегодня понятно всем финансистам и финансовым аналитикам на Западе. По итогам торгов понедельника, когда было сделано это громкое заявление, согласно биржевым данным, цены российских суверенных евро­облигаций выросли на 1%, а казначейские облигации США, напротив, на 1% подешевели.

Собственно, и американское агентство Bloomberg, объявившее о дефолте, признаёт: учитывая ущерб, уже нанесённый экономике и рынкам, он скорее символичен и мало повлияет на россиян. И тем более, утверждают российские финансовые аналитики, всё это не имеет никакого отношения к девальвации рубля, а значит, попытки Запада что-либо нам объявить практически никакого ощутимого воздействия на нашу экономику не окажут.

Событие дефолта, напомнила Ольга Виноградова, — это прекращение платежей, а Российская Федерация неоднократно заявляла о готовности платить по своим обязательствам. Более того, деньги перечислены ещё в мае, заранее. Чтобы их получить, желающим предложено открывать счета в российских банках. То есть обязательства по внешнему долгу исполнены в полном объёме, но средства в долларах и евро не дошли до конечных адресатов из-за действий международных расчётно-клиринговых систем.

Они же, получив средства в полном объёме заблаговременно, имея правовую и финансовую возможность довести их до конечных получателей, не совершили необходимые для этого действия, тактично говорится в сообщении Минфина РФ. То есть инвесторы не получили выплаты не из-за того, что должник не отправил платёж, а в силу действия (или бездействия) третьих лиц.

Ольга Виноградова
Ольга Виноградова

— Всё это выглядит, как в старом анекдоте: назло кондуктору возьму билет и пойду пешком. Западные инвесторы, инвестиционные фонды работали с российскими облигациями, получали доход, уровни были хорошими, — констатировала Ольга Виноградова. — Но им запретили получать деньги от России, то есть уже напрямую полезли в карман к инвестору, искусственно ограничив возможность получения причитающейся ему выплаты. При этом лжедефолт нужен исключительно как пиар-акция для оправдания того безумства, которое происходит в экономике западных стран с точки зрения инфляции, на фоне ограничения рынка энергоресурсов, подорожания продуктов, дефицита. Считается, что такими заявлениями о дефолте они сделают хуже России, но пока ситуация выглядит таким образом, что хуже становится только самим инициаторам данного фарса.

Парламентарий также подчеркнула, что объявившие об этом иностранные институты официально ушли из России, громко хлопнув дверью, сегодня у них нет никаких инструментов взаимодействия с нашей страной и оснований давать какие-либо заключения и оценки.

С юридической точки зрения неполучение денег инвесторами произошло в силу действия не зависящих от Минфина посредников, отмечают в Ассоциации юристов России и с учётом всех обстоятельств считают провозглашение дефолта неправомерным. Действия иностранных финансовых посредников находятся вне контроля российского финансового ведомства и не могут являться зоной ответственности российской стороны, констатируют специалисты.

-3

При этом Россия по-прежнему предлагает своим западным партнёрам варианты взаимодействия. Так, в соответствии с указом Президента РФ от 22 июня определён новый порядок выплат: Минфин будет переводить рубли на специальные счета типа «И», открытые иностранным депозитариям в Национальном расчётном депозитарии, с тем, чтобы впоследствии деньги всё-таки могли дойти до имеющих права на российские еврооблигации конечных западных инвесторов. Все владельцы евробондов, утверждает Минфин, будут вправе распоряжаться полученными рублёвыми средствами по своему усмотрению — в том числе конвертировать их в валюту номинала либо в иную валюту. Разрешения на вывод за рубеж полученной рублёвой выплаты или приобретённой на неё иностранной валюты будут предоставлены в установленном порядке.

Лаконично, но убедительно высказался по этому поводу пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Он назвал утверждения о наступлении дефолта в России «абсолютно неправомерными» и добавил, что неполучение денег клиентами международной расчётно-клиринговой системы Euroclear — «уже не наша проблема».

В. КРАСНОПОЛЬСКАЯ