Найти тему

КАК ВЕСТИ СЕБЯ С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ УТРАТЫ, КАК ГОВОРИТЬ ОБ УМЕРШЕМ

Я расскажу о том, какие акценты делать в общение с детьми в первые месяцы после потери близкого человека. Ребёнок так же, как и взрослый проходит все стадии горевания, однако для детского горя характерны такие особенности, как отсроченность, неравномерность проявлений. Ребенок может долго «зависать» на той или иной стадии переживания. Иногда долго быть в ступоре, в состоянии отрешенности.

Часто спрашивают, стоит ли брать ребенка на похороны, особенно когда это касается смерти родителей и близких родственников? Вероятно, стоит с 2-3 лет.

По опыту, если ребенок отсутствовал на похоронах, у него чаще развивается обида на умершего, сильные эмоции недоумения и замешательства. Чтобы помочь ребенку пережить потерю, желательно в первые месяцы делать акцент на поддержании чувства защищенности, опоры. Для этого рекомендуется:

1) Проводить с ребенком в контакте достаточно времени

2) Говорить, куда вы уходите, когда возвратитесь

3) Обсуждать потерю, разговаривать о ней, не запрещать тему утраты

4) Быть готовым к разным, иногда неожиданным поведенческим проявлениям последствий потери, таким симптомам как например головная боль, раздражительность, слабость

5) Использовать в общении язык эмоций «Мне грустно, иногда я чувствую отчаянье и бессилье. А ты?»

6) С пониманием относиться к возможному временному ухудшению успеваемости ребенка

7) Возвращать ребенка к добрым, позитивным воспоминаниям об умершем

Во второй части я расскажу о том, как разговаривать с детьми разного возраст. Какие существуют особенности.

Приходилось ли вам разговаривать с ребенком о потере? Какие наблюдения, какие мысли об этом есть у вас?