Я расскажу о том, какие акценты делать в общение с детьми в первые месяцы после потери близкого человека. Ребёнок так же, как и взрослый проходит все стадии горевания, однако для детского горя характерны такие особенности, как отсроченность, неравномерность проявлений. Ребенок может долго «зависать» на той или иной стадии переживания. Иногда долго быть в ступоре, в состоянии отрешенности.
Часто спрашивают, стоит ли брать ребенка на похороны, особенно когда это касается смерти родителей и близких родственников? Вероятно, стоит с 2-3 лет.
По опыту, если ребенок отсутствовал на похоронах, у него чаще развивается обида на умершего, сильные эмоции недоумения и замешательства. Чтобы помочь ребенку пережить потерю, желательно в первые месяцы делать акцент на поддержании чувства защищенности, опоры. Для этого рекомендуется:
1) Проводить с ребенком в контакте достаточно времени
2) Говорить, куда вы уходите, когда возвратитесь
3) Обсуждать потерю, разговаривать о ней, не запрещать тему утраты
4) Быть готовым к разным, иногда неожиданным поведенческим проявлениям последствий потери, таким симптомам как например головная боль, раздражительность, слабость
5) Использовать в общении язык эмоций «Мне грустно, иногда я чувствую отчаянье и бессилье. А ты?»
6) С пониманием относиться к возможному временному ухудшению успеваемости ребенка
7) Возвращать ребенка к добрым, позитивным воспоминаниям об умершем
Во второй части я расскажу о том, как разговаривать с детьми разного возраст. Какие существуют особенности.
Приходилось ли вам разговаривать с ребенком о потере? Какие наблюдения, какие мысли об этом есть у вас?