Найти тему

Индивидуальная образовательная траектория школьника. Когда и как?

Преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики института образования и практической психологии Челябинского государственного университета Елена Батина в своей кандидатской диссертации, успешная защита которой состоялась недавно, подняла тему педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории (ИОТ).

Елена Батина
Елена Батина

Учёный и практик убеждена, что индивидуальная образовательная траектория нужна для того, чтобы обеспечить не только социальную, но и личностную значимость образования для обучающегося. Это достигается через создание условий для выбора самими подростками целей и задач, направлений своего движения в образовательном пространстве; форм, методов, средств достижения образовательных целей, которые соответствуют индивидуальным особенностям и образовательным потребностям. Ключевую роль в этом процессе играет поддержка педагогов и родителей.

«Индивидуальная образовательная траектория может быть реализована и успешно реализуется в практике школьного образования, отмечает Елена Батина. В рамках освоения основного общего образования мы можем дать ребятам возможность выбирать формы обучения – коллективно-групповую, парную, индивидуальную, индивидуально-коллективную, аудиторную и внеаудиторную, классную и внеклассную, применяя самые разные методы и приёмы обучения – словесные, наглядные, устные и письменные, тесты, практические задания и многие другие. В рамках же дополнительного образования, внеурочной деятельности важно поддержать обучающегося в выборе направления, соответствующего в первую очередь его интересам, склонностям, а не пожеланиям и зачастую амбициям родителей».

Возможности выбора подростком содержания, форм, методов освоения образовательной программы иллюстрирует простой пример.

«Сейчас школьники ушли на каникулы, и большинству дан для прочтения список книг на лето, говорит Елена Батина. Можно это задание дать традиционно: прочитать по возможности весь список книг на лето. А можно по-другому – прочитать за лето то, что особенно привлекло уже по названию. А ещё – нарисовать рисунок, создать цифровую историю, выполнить творческую работу о произведении, которое понравилось и запомнилось. Как вариант можно попросить поделиться мыслями о том произведении, которое совсем не понравилось. При этом ребята могут объединиться в пары, мини-группы или работать самостоятельно. Не возбраняется просить помощь родителей, братьев, сестёр, друзей. Педагог может предложить создать электронный читательский дневник всего класса, куда все участники процесса смогут добавлять информацию о понравившихся произведениях в формате видео, картинок, аудио-записей, образовательных подкастов. И это будет целое образовательное событие для всего класса. По своему опыту могу сказать, что в результате создаются разнообразные творческие варианты решения образовательной задачи, соответствующие интересам и образовательным потребностям детей».

Автор научной работы изучала готовность к выбору образовательной траектории у детей, вступивших в ранний подростковый возраст, когда происходит активное обобщение знаний о себе как личности в отношениях с другими людьми и миром в целом, когда расширяется пространство для самостоятельного и ответственного выбора. Этот период жизни считается наиболее благоприятным возрастом для развития готовности к выбору. Практическая часть исследования включала констатирующий, формирующий и аналитико-оценочный этапы.

«Целью констатирующего этапа было изучение состояния проблемы развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории в теории педагогики и практике образования, поясняет Елена Батина. На основании результатов проведенного диагностического среза мы можем сделать вывод о том, что подростки не владеют в достаточной мере знаниями о себе, как субъекте выбора, о предмете выбора – индивидуальной образовательной траектории, и способах осуществления выбора, применяют имеющиеся знания в практической деятельности выбора, действуя по заданному педагогом образцу. Подростки не осознают значимости развития готовности к выбору в целом и необходимость взаимодействия и сотрудничества с родителями и педагогами в выборе индивидуальной образовательной траектории, что сказывается на проявлении их активности, самостоятельности и ответственности».

Проверка модели педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории и организационно-педагогических условий её эффективной реализации проходила в ходе формирующего этапа экспериментальной работы на базе Академического лицея № 95 Челябинска.

«В своей практической работе в лицее я всегда старалась предоставлять своим ученикам альтернативы для осуществления своего образовательного выбора в разных ситуациях. И заметила, что благодаря этому подростки проявляют большую активность, осознанность и ответственность в выборе», признаётся Елена Батина. Не обходится в нашей работе и без сложностей. Они чаще всего связаны с особенностями подросткового возраста и взаимоотношениями в подсистемах педагоги-подростки, родители-подростки, педагоги-родители, а также триединой системе педагоги-подростки-родители. С одной стороны, происходит сепарация от взрослых – педагогов и родителей, с другой стороны, – подросток ещё не имеет достаточного уровня знаний, умений, личного опыта выбора и нуждается в грамотной поддержке значимых взрослых».

Одним из практических результатов проведённой научной работы была разработка и внедрение виртуальной образовательной среды для реализации модели педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории.

«В ходе исследования нами были проанализирована статистика использования различных каналов коммуникации между участниками образовательных отношений, рассказывает Елена Батина. Мы учли, что наиболее востребованными формами виртуального взаимодействия сегодня являются социальные сети. Именно виртуальная образовательная среда, под которой мы понимаем информационно-содержательные и коммуникативные возможности сети в образовательных целях, обеспечивала информационную, коммуникативную, стимулирующую функцию в ходе регулярного непосредственного взаимодействия участников образовательных отношений».

Как одно из перспективных направлений дальнейшего исследования Елена Батина видит в изучении проблемы использования цифровых ресурсов в выборе и проектировании индивидуальной образовательной траектории всеми участниками образовательных отношений. Добавим, в планах преподавателя кафедры общей и профессиональной педагогики ИОиПП ЧелГУ значится проведение системной работы по подготовке педагогов, подростков и родителей к взаимодействию и сотрудничеству в выборе и проектировании ИОТ.