Преподаватель кафедры общей и профессиональной педагогики института образования и практической психологии Челябинского государственного университета Елена Батина в своей кандидатской диссертации, успешная защита которой состоялась недавно, подняла тему педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории (ИОТ).
Учёный и практик убеждена, что индивидуальная образовательная траектория нужна для того, чтобы обеспечить не только социальную, но и личностную значимость образования для обучающегося. Это достигается через создание условий для выбора самими подростками целей и задач, направлений своего движения в образовательном пространстве; форм, методов, средств достижения образовательных целей, которые соответствуют индивидуальным особенностям и образовательным потребностям. Ключевую роль в этом процессе играет поддержка педагогов и родителей.
«Индивидуальная образовательная траектория может быть реализована и успешно реализуется в практике школьного образования, – отмечает Елена Батина. – В рамках освоения основного общего образования мы можем дать ребятам возможность выбирать формы обучения – коллективно-групповую, парную, индивидуальную, индивидуально-коллективную, аудиторную и внеаудиторную, классную и внеклассную, применяя самые разные методы и приёмы обучения – словесные, наглядные, устные и письменные, тесты, практические задания и многие другие. В рамках же дополнительного образования, внеурочной деятельности важно поддержать обучающегося в выборе направления, соответствующего в первую очередь его интересам, склонностям, а не пожеланиям и зачастую амбициям родителей».
Возможности выбора подростком содержания, форм, методов освоения образовательной программы иллюстрирует простой пример.
«Сейчас школьники ушли на каникулы, и большинству дан для прочтения список книг на лето, – говорит Елена Батина. – Можно это задание дать традиционно: прочитать по возможности весь список книг на лето. А можно по-другому – прочитать за лето то, что особенно привлекло уже по названию. А ещё – нарисовать рисунок, создать цифровую историю, выполнить творческую работу о произведении, которое понравилось и запомнилось. Как вариант можно попросить поделиться мыслями о том произведении, которое совсем не понравилось. При этом ребята могут объединиться в пары, мини-группы или работать самостоятельно. Не возбраняется просить помощь родителей, братьев, сестёр, друзей. Педагог может предложить создать электронный читательский дневник всего класса, куда все участники процесса смогут добавлять информацию о понравившихся произведениях в формате видео, картинок, аудио-записей, образовательных подкастов. И это будет целое образовательное событие для всего класса. По своему опыту могу сказать, что в результате создаются разнообразные творческие варианты решения образовательной задачи, соответствующие интересам и образовательным потребностям детей».
Автор научной работы изучала готовность к выбору образовательной траектории у детей, вступивших в ранний подростковый возраст, когда происходит активное обобщение знаний о себе как личности в отношениях с другими людьми и миром в целом, когда расширяется пространство для самостоятельного и ответственного выбора. Этот период жизни считается наиболее благоприятным возрастом для развития готовности к выбору. Практическая часть исследования включала констатирующий, формирующий и аналитико-оценочный этапы.
«Целью констатирующего этапа было изучение состояния проблемы развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории в теории педагогики и практике образования, – поясняет Елена Батина. – На основании результатов проведенного диагностического среза мы можем сделать вывод о том, что подростки не владеют в достаточной мере знаниями о себе, как субъекте выбора, о предмете выбора – индивидуальной образовательной траектории, и способах осуществления выбора, применяют имеющиеся знания в практической деятельности выбора, действуя по заданному педагогом образцу. Подростки не осознают значимости развития готовности к выбору в целом и необходимость взаимодействия и сотрудничества с родителями и педагогами в выборе индивидуальной образовательной траектории, что сказывается на проявлении их активности, самостоятельности и ответственности».
Проверка модели педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории и организационно-педагогических условий её эффективной реализации проходила в ходе формирующего этапа экспериментальной работы на базе Академического лицея № 95 Челябинска.
«В своей практической работе в лицее я всегда старалась предоставлять своим ученикам альтернативы для осуществления своего образовательного выбора в разных ситуациях. И заметила, что благодаря этому подростки проявляют большую активность, осознанность и ответственность в выборе», – признаётся Елена Батина. – Не обходится в нашей работе и без сложностей. Они чаще всего связаны с особенностями подросткового возраста и взаимоотношениями в подсистемах педагоги-подростки, родители-подростки, педагоги-родители, а также триединой системе педагоги-подростки-родители. С одной стороны, происходит сепарация от взрослых – педагогов и родителей, с другой стороны, – подросток ещё не имеет достаточного уровня знаний, умений, личного опыта выбора и нуждается в грамотной поддержке значимых взрослых».
Одним из практических результатов проведённой научной работы была разработка и внедрение виртуальной образовательной среды для реализации модели педагогического сопровождения развития готовности подростков к выбору индивидуальной образовательной траектории.
«В ходе исследования нами были проанализирована статистика использования различных каналов коммуникации между участниками образовательных отношений, – рассказывает Елена Батина. – Мы учли, что наиболее востребованными формами виртуального взаимодействия сегодня являются социальные сети. Именно виртуальная образовательная среда, под которой мы понимаем информационно-содержательные и коммуникативные возможности сети в образовательных целях, обеспечивала информационную, коммуникативную, стимулирующую функцию в ходе регулярного непосредственного взаимодействия участников образовательных отношений».
Как одно из перспективных направлений дальнейшего исследования Елена Батина видит в изучении проблемы использования цифровых ресурсов в выборе и проектировании индивидуальной образовательной траектории всеми участниками образовательных отношений. Добавим, в планах преподавателя кафедры общей и профессиональной педагогики ИОиПП ЧелГУ значится проведение системной работы по подготовке педагогов, подростков и родителей к взаимодействию и сотрудничеству в выборе и проектировании ИОТ.