Найти тему

«Это моя территория!» Все о личных границах

Оглавление

Психолог, психотерапевт и нейропсихолог Валентина Муханова-Бирюкова рассказывает, как понять, что посягают на ваши личные границы.

Что вы знаете о личных границах? Сколько раз в жизни вы сталкивались с людьми, которым лучше знать, как вам жить? Когда обзаводиться семьей и детьми, кем быть и сколько зарабатывать? А может вы сами не прочь поучить и прикрыть благом внушения и нравоучения? Ведь за безобидными советами кроется их нарушение или акт пассивной агрессии.

Основной инстинкт или как понять, что «топчутся» на вашей территории?

Личные границы — это целостность личности и его неприкосновенность, как физическая, так и психологическая.

Когда нарушаются границы, это всегда чувствуется, в первую очередь, сменой настроения и состояния. Человек испытывает эмоциональные качели в палитре от ярости и агрессии до подавленности и угнетенности.

Все потому что задеты основные инстинктивные механизмы «выживания и размножения».

Дело в том, что природой заложена потребность в целостности индивида для дальнейшего его эволюционирования. Когда кто-то посягает на целостность личности, включается «аварийная сигнатура» об опасности подавления или уничтожения. На языке природы это звучит как «бей или беги».

И если у человека есть искаженные установки о себе и своих возможностях, он начинает сомневаться в себе и своих силах и не способен отреагировать в моменте «здесь и сейчас».

Все о личных границах
Все о личных границах

Причины, по которым человек не может отстоять себя:

  • Детско-родительский поведенческий скрипт. Ребенок проходит социализацию и адаптацию через подражание взрослому. Именно поведенческая призма создает отношение к себе и другим.
  • Страх, что подумают люди. Созависимость ребенка с взрослым заставляет его находиться в принятых рамках родителя и не иметь права выражать свое отношение. Так, в целом, ребенок сам себя воспринимает продолжением, которое не должно разочаровать родителя. И не важно, сколько этому «ребенку» лет, 20, 30, 40 или 90.
  • Не развит эмоциональный интеллект. Ребенку запрещалось выражать свои эмоции, подавляли волю и занижали важность переживаний. Так, со временем, человек ведет себя по принципу зеркала: «Если мне нельзя плакать, так и другим нечего реветь». Эмоции перекрыты ненавистью и агрессией к родителю или виновнику его эмоционального затора.
  • Установки, проекции, стереотипы и ожидания. Обычно сводятся к канонам, каким должен быть ребенок. Родитель (партнер) формирует клише, каким он должен быть, чтобы оправдать его любовь. Фразы по типу: «Я же добра тебе желаю!», «Ты не справишься без меня!», «Ты должен (должна) быть хорошим (хорошей)!» — загоняют человека в состояние беспомощности и невозможности одолеть стену непонимания.
  • Недетские роли. Ребенок, который рано повзрослел, вынужден входить в положение взрослых дел. Такому ребенку даже если и можно выражать свои чувства, то он этого не делал сам, так как пытался не создавать лишних проблем. Стать максимально удобным стало более приоритетной задачей.
  • Инфантильность. «Престарелый ребенок» избегает факта своего взросления и ответственности за себя. Часто не видит ничего предрассудительного в том, что он творит или говорит. Он же хороший, вы чего взбесились?

Причин, почему люди могут нарушать целостность личности, много, и все они — результат незрелой или искалеченной психики. Отношение к себе формировалось не один год, а основы, которые легли в паттерность поведения, сформировались далеко в детстве.

Отличная новость в том, что психологическое здоровье можно корректировать, взращивать и укреплять. Для этого вам предстоит поработать над своими установками, травмами, самоценностью, эмоциональным интеллектом с психотерапевтом.

А сейчас вы можете уже начать заботиться о своей психологической территории, почувствовать свои границы и начать их укреплять.

-3

Рекомендации, как укрепить свои личные границы:

  1. Не оценивайте и «не причиняйте добро». Спасательская миссия там, где она не уместна, не менее травматична, чем откровенная пакость. Если вас подмывает быть полезным, начните с себя и фронтом своих дел.
  2. «Я» сообщения. Не переходите на личности. Выражение своих эмоций и отношение к ситуации должно быть только от своего лица и уместности происходящего.
  3. Учитесь говорить «нет» и выставлять условия коммуникации. Здесь важно подчеркнуть — «не избежать, а выдержать» недовольство вами. Большая работа над конформностью.
  4. Будьте этичны. Сами не позволяйте себе нарушение личных границ другого человека. Не читайте чужие переписки, не входите без стука, уважайте чужое время. Это же элементарно, Ватсон!
  5. Буллинг, Харассмент, Эйджизм, Эйблизм, Шейминг, Гомофобия, Сексизм. Это все виды дискриминации человека по его полу, возрасту, возможностям, ориентации или социальному статусу. Принуждение человека или его обесценивание преследуется по закону. Поэтому будьте благоразумны и не совершайте преступления против личной целостности человека, даже если вам кажется, что он этого заслуживает.

Личные границы нужны человеку для ощущения безопасности и целостности. Базовой потребностью, начиная с детства, по-прежнему остается именно безопасность! Если в детстве эту потребность покрывали родители своим авторитетом и заботой, то во взрослом мире безопасность формируется путем личной целостности, личным авторитетом.

Другими словами, взрослый — сам себе родитель. Четкое представление о том, как устроена коммуникация и незашоренное сознание установками, даст возможность быть востребованным специалистом, интересной личностью, выстраивать свою личную жизнь, проживая ее в уважении и благодарности, как к себе, так и людям, которые встретились у вас на пути.

Личные границы помогают обрести не только знание о своих возможностях, но и фундаментальную весомость, которая таится в целостной личности!

---------------------------------------------

Иллюстрации: Trevor Shin