Найти тему
Катехизис и Катарсис

Оккупация Дании: быстро, недорого

Необходимость захвата Дании в 1940 году логически вытекала из насущных потребностей проведения операции в Норвегии. Во-первых, снабжение немецких соединений в Норвегии полностью зависело от непрерывности функционирования маршрута Германия – Осло, которой необходимо было надежно прикрыть от действий противника. С этой целью немцы планировали выставить мощное минное заграждение у пролива Скагеррак. Контроль над Данией существенно уменьшал протяженность этого минного заграждения. Во-вторых, использование датских аэродромов сильно увеличивало возможности люфтваффе по борьбе с английским флотом.

Для оккупации Дании вермахт выделил две пехотные дивизии и моторизованную бригаду под командованием 31-го армейского корпуса – довольно большой наряд сил требовался для того, чтобы одновременно и быстро оккупировать всю страну. Выполнение задачи облегчалось наличием сухопутной границы между Германией и Данией. Части 170-й пехотной дивизии и 11-й моторизованной бригады в ночь на 8 апреля 1940 года прибыли в Шлезвиг и заняли рубежи на границе. Части 198-й пехотной дивизии использовались в качестве десантных подразделений.

Датская армия, формально состоявшая из двух дивизий, к моменту германского вторжения имела всего 4 пехотных батальона полного состава. Остальные части мирного времени находились в кадрированном состоянии, и использовались в первую очередь для подготовки «срочников».

ВВС Дании состояли из армейской и морской авиации, а также частей зенитной артиллерии. Армейская авиация делилась на два авиаотряда, в состав которых входило пять эскадрилий: две истребительные, две разведывательные и одна бомбардировочная. В общей сложности в них насчитывалось 43 боевых самолета. Вся армейская авиация располагалась на аэродроме Вэрлозе рядом со столицей. Морская авиация состояла из трех эскадрилий (42 боевых самолета) — истребительной, разведывательной и бомбардировочной. Все они были укомплектованы машинами устаревших образцов и базировались на острове Зеландия. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входил один зенитный полк и 16 отдельных зенитных батарей.

Флот Дании насчитывал 40 боевых кораблей, включая два броненосца береговой обороны. Подготовка операции по оккупации Дании проводилась в тепличных условиях, например ряд высокопоставленных командиров немецкой армии, в целях проведения рекогносцировки посетили соседнее государство в качестве туристов, как следует изучив будущее поле боя.

Серьезного сопротивления со стороны датчан немцы не ожидали, но для того, чтобы окончательно закрыть датский вопрос им требовалось решить его с королем Дании Христианом Х.

Поскольку основная ставка делалась на скорость оккупации, части наступавшие по суше были полностью моторизованы (один полк 170-й пд посадили на грузовики). Главной целью операции в Ютландии был Ольборг, расположенный на северной оконечности полуострова. Его два аэродрома предстояло должны были быть захвачены воздушным десантом сразу после начала операции, а 11–я мотострелковая бригада, поддержанная на левом фланге полком «мотопехоты» 170–й дивизии, должна была быстро продвинуться вдоль западной части полуострова и достичь Ольборга к вечеру того же дня.

В задачу 198–й пехотной дивизии входила оккупация острова Зеландия, включая столицу Дании Копенгаген. Непосредственно в городе должен был действовать 1-й батальон 308-го пехотного полка, который должен был прибыть в гавань столицы на борту минного заградителя «Ганзештадт Данциг». Примечательно, что командир батальона майор Гляйн, командовавший высадкой, 4 апреля прибыл в Копенгаген в штатской одежде, где изучил возможности высадки и осмотрел цитадель в сопровождении датского сержанта, любезно ответившего на вопросы заинтересованного туриста.

В 04:20 9 апреля 1940 года германский посол фон Ренте-Финк вручил датскому министру иностранных дел Петеру Мунху меморандум своего правительства. В нем говорилось, что ввиду сложившейся ситуации, а именно — намерением Англии овладеть базами в Норвегии и Дании — военное руководство Германии решило осуществить мирную оккупацию этих стран. В меморандуме указывалось, что Дании гарантируется территориальная целостность и политическая независимость без всякого вмешательства во внутренние дела страны.

Немецкая машина сработала как часы, причем в буквальном смысле этого слова: в 5 часов 15 минут утра 9 апреля произошло сразу несколько событий:

- Немецкие войска, занимавшие позиции у границы Дании с Германией, перешли ее. Для захвата и предотвращения взрыва мостов на пути моторизованных колон были выделены специальные штурмовые группы, однако эти предосторожности оказались излишними - на мостах не было не то что взрывчатки, но и охраны.

Видео удалено

- Немецкие самолеты, пересекшие границу с Данией в 5 часов утра, в 5-15 атаковали единственный аэродром датских ВВС. Когда немецкие самолеты показались над аэродромом, на взлет шла первая машина под управлением лейтенанта В. Годтфредсена из состава 2-й истребительной эскадрильи, поднятая по тревоге. Немцы не стали играть в джентльменов : «Я увидел, что один «Фоккер» D-XXI взлетел. Он был уже на высоте 100 метров, и я повернул вслед за ним, в то время как остальные самолеты начали штурмовать аэродром. Я быстро догнал его и дал очередь. «Фоккер» загорелся и упал на землю. Набрав высоту, я сделал круг над аэродромом. Внизу огонь и дым от горящих самолетов». 11 датских самолетов было уничтожено, 14 вышло из строя, фактически ВВС страны перестали существовать.

 Сожженые на «мирно спящем аэродроме» фоккеры датских ВВС
Сожженые на «мирно спящем аэродроме» фоккеры датских ВВС

Одновременно с атакой на аэродром над датской столицей появились немецкие бомбардировщики и транспортные самолеты, шедшие на высоте бреющего полета. Это было сделано намеренно, для подавления воли датчан к сопротивлению. С самолетов на город сбрасывали листовки с «разъяснением ситуации». Несмотря на то, что напечатаны они были с серьезными ошибками в тексте, способ их доставки впечатлял.

 Немецкие самолеты сбрасывают листовки над Копенгагеном
Немецкие самолеты сбрасывают листовки над Копенгагеном

- ровно в 5-15 утра в гавани Копенгагена, прямо напротив королевского дворца и генерального штаба ошвартовался минный заградитель «Ганзештадт Данциг». Поскольку гавань города была замершей, его провел за собой специально выделенных для этой цели ледокол «Штеттин». Прорыв (а точнее пролом через лед) начался в 04:40 утра. Вход в гавань охранял датский форт Миддельгрун, который осветил немцев прожектором, однако обстрелять не смог – замки орудий не открывались из-за замерзшей смазки.

Немецкие пехотинцы высадились в городе и немедленно захватили здание генерального штаба, радиостанцию, телефон и телеграф. В плен были взяты начальник датского генштаба, министр внутренних дел и британский торговый атташе. Охрана дворца сумела остановить немцев, однако полк королевской гвардии оказался блокированным в своих казармах.

 Высадка оккупантов с борта минного заградителя «Ганзештадт Данциг»
Высадка оккупантов с борта минного заградителя «Ганзештадт Данциг»

Во дворце король Дании и совет министров обсуждали сложившуюся ситуацию, главнокомандующий датской армией предлагал оказать сопротивление немцам, но после того, как в 7 часов королю был передан ультиматум, требовавший прекратить сопротивление, и угрожавший в противном случае авиаударом по городам Дании, Христиан Х отдал приказ о капитуляции. В 07:25 поступил приказ армии сложить оружие. В 9 часов утра датская государственная радиостанция Калунборга передала обращение короля Христиана, в котором звучал призыв не оказывать сопротивления и сохранять спокойствие. Еще через час началась демобилизация армии.

Датские вооруженные силы успели оказать незначительное сопротивление немцам в городах Тённер, Обенро, Сёгор, Хадерслев – там где находились боеспособные батальоны датской армии. Во всех случаях немцы блокировали сопротивляющиеся группы, и обходили их стороной. Общие потери датских вооруженных сил составили 13 убитых и 23 раненных; немцы потеряли убитыми и ранеными около 20 человек.

 Подбитый в Дании немецкий бронеавтомобиль
Подбитый в Дании немецкий бронеавтомобиль

Однако владения Дании не ограничивались Ютландией и Зеландом, датский монарх владел рядом стратегически важных островов, на которые немедленно, после капитуляции Дании наложили лапу союзники. 11 апреля 1940 года англичанами были оккупированы Фарерские острова, а в мае 1940 года было принято решение об оккупации Исландии.

Исландия находилась в личной унии с королем Дании, На следующий день, после оккупации Дании 10 апреля 1940 года, исландский парламент (альтинг), заявил, что датский король Христиан X больше не в состоянии исполнять свои конституционные обязанности на территории Исландии, и передал их правительству Исландии, равно как и все прочие обязанности, ранее выполнявшиеся Данией от имени Исландии. Независимость Исландии продлилась ровно месяц, т.к. 10 мая 1940 года она была оккупирована английскими войсками.

Круче всех выступил посол Дании в США Генрик Кауфман. 9 апреля 1941 года, в годовщину германского вторжения в Данию, Кауфманн по собственной инициативе «именем Короля» подписал «Соглашение о защите Гренландии», предоставляя США право защищать датскую Гренландию от германского вторжения. Датское правительство сидящее в Копенгагене, заявило что Кауфман не уполномочен подписывать такие соглашения. Кауфманн проигнорировал протест, заявив, что в связи с тем, что Дания оккупирована враждебной державой, датское правительство неспособно защищать национальные интересы. Правительство обвинило его в государственной измене и уволило с должности. Кауфманн проигнорировал и то, и другое, кроме этого он призвал датских послов по всему миру последовать его действиям. За свои независимые политические действия по отношению к Гренландии Кауфманн получил прозвище «Гренландский король».

 Гренландский король, Кауфманн (справа)
Гренландский король, Кауфманн (справа)

На территории Гренландии были расположены базы американских ВВС, используемые для перегона самолетов в Европу. В 1945 году Гренландия была возвращена Дании.

Автор - Алексей Котов. Вторая мировая война, объективный взгляд

#котовкат