Необходимость захвата Дании в 1940 году логически вытекала из насущных потребностей проведения операции в Норвегии. Во-первых, снабжение немецких соединений в Норвегии полностью зависело от непрерывности функционирования маршрута Германия – Осло, которой необходимо было надежно прикрыть от действий противника. С этой целью немцы планировали выставить мощное минное заграждение у пролива Скагеррак. Контроль над Данией существенно уменьшал протяженность этого минного заграждения. Во-вторых, использование датских аэродромов сильно увеличивало возможности люфтваффе по борьбе с английским флотом.
Для оккупации Дании вермахт выделил две пехотные дивизии и моторизованную бригаду под командованием 31-го армейского корпуса – довольно большой наряд сил требовался для того, чтобы одновременно и быстро оккупировать всю страну. Выполнение задачи облегчалось наличием сухопутной границы между Германией и Данией. Части 170-й пехотной дивизии и 11-й моторизованной бригады в ночь на 8 апреля 1940 года прибыли в Шлезвиг и заняли рубежи на границе. Части 198-й пехотной дивизии использовались в качестве десантных подразделений.
Датская армия, формально состоявшая из двух дивизий, к моменту германского вторжения имела всего 4 пехотных батальона полного состава. Остальные части мирного времени находились в кадрированном состоянии, и использовались в первую очередь для подготовки «срочников».
ВВС Дании состояли из армейской и морской авиации, а также частей зенитной артиллерии. Армейская авиация делилась на два авиаотряда, в состав которых входило пять эскадрилий: две истребительные, две разведывательные и одна бомбардировочная. В общей сложности в них насчитывалось 43 боевых самолета. Вся армейская авиация располагалась на аэродроме Вэрлозе рядом со столицей. Морская авиация состояла из трех эскадрилий (42 боевых самолета) — истребительной, разведывательной и бомбардировочной. Все они были укомплектованы машинами устаревших образцов и базировались на острове Зеландия. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входил один зенитный полк и 16 отдельных зенитных батарей.
Флот Дании насчитывал 40 боевых кораблей, включая два броненосца береговой обороны. Подготовка операции по оккупации Дании проводилась в тепличных условиях, например ряд высокопоставленных командиров немецкой армии, в целях проведения рекогносцировки посетили соседнее государство в качестве туристов, как следует изучив будущее поле боя.
Серьезного сопротивления со стороны датчан немцы не ожидали, но для того, чтобы окончательно закрыть датский вопрос им требовалось решить его с королем Дании Христианом Х.
Поскольку основная ставка делалась на скорость оккупации, части наступавшие по суше были полностью моторизованы (один полк 170-й пд посадили на грузовики). Главной целью операции в Ютландии был Ольборг, расположенный на северной оконечности полуострова. Его два аэродрома предстояло должны были быть захвачены воздушным десантом сразу после начала операции, а 11–я мотострелковая бригада, поддержанная на левом фланге полком «мотопехоты» 170–й дивизии, должна была быстро продвинуться вдоль западной части полуострова и достичь Ольборга к вечеру того же дня.
В задачу 198–й пехотной дивизии входила оккупация острова Зеландия, включая столицу Дании Копенгаген. Непосредственно в городе должен был действовать 1-й батальон 308-го пехотного полка, который должен был прибыть в гавань столицы на борту минного заградителя «Ганзештадт Данциг». Примечательно, что командир батальона майор Гляйн, командовавший высадкой, 4 апреля прибыл в Копенгаген в штатской одежде, где изучил возможности высадки и осмотрел цитадель в сопровождении датского сержанта, любезно ответившего на вопросы заинтересованного туриста.
В 04:20 9 апреля 1940 года германский посол фон Ренте-Финк вручил датскому министру иностранных дел Петеру Мунху меморандум своего правительства. В нем говорилось, что ввиду сложившейся ситуации, а именно — намерением Англии овладеть базами в Норвегии и Дании — военное руководство Германии решило осуществить мирную оккупацию этих стран. В меморандуме указывалось, что Дании гарантируется территориальная целостность и политическая независимость без всякого вмешательства во внутренние дела страны.
Немецкая машина сработала как часы, причем в буквальном смысле этого слова: в 5 часов 15 минут утра 9 апреля произошло сразу несколько событий:
- Немецкие войска, занимавшие позиции у границы Дании с Германией, перешли ее. Для захвата и предотвращения взрыва мостов на пути моторизованных колон были выделены специальные штурмовые группы, однако эти предосторожности оказались излишними - на мостах не было не то что взрывчатки, но и охраны.
Видео удалено
- Немецкие самолеты, пересекшие границу с Данией в 5 часов утра, в 5-15 атаковали единственный аэродром датских ВВС. Когда немецкие самолеты показались над аэродромом, на взлет шла первая машина под управлением лейтенанта В. Годтфредсена из состава 2-й истребительной эскадрильи, поднятая по тревоге. Немцы не стали играть в джентльменов : «Я увидел, что один «Фоккер» D-XXI взлетел. Он был уже на высоте 100 метров, и я повернул вслед за ним, в то время как остальные самолеты начали штурмовать аэродром. Я быстро догнал его и дал очередь. «Фоккер» загорелся и упал на землю. Набрав высоту, я сделал круг над аэродромом. Внизу огонь и дым от горящих самолетов». 11 датских самолетов было уничтожено, 14 вышло из строя, фактически ВВС страны перестали существовать.
Одновременно с атакой на аэродром над датской столицей появились немецкие бомбардировщики и транспортные самолеты, шедшие на высоте бреющего полета. Это было сделано намеренно, для подавления воли датчан к сопротивлению. С самолетов на город сбрасывали листовки с «разъяснением ситуации». Несмотря на то, что напечатаны они были с серьезными ошибками в тексте, способ их доставки впечатлял.
- ровно в 5-15 утра в гавани Копенгагена, прямо напротив королевского дворца и генерального штаба ошвартовался минный заградитель «Ганзештадт Данциг». Поскольку гавань города была замершей, его провел за собой специально выделенных для этой цели ледокол «Штеттин». Прорыв (а точнее пролом через лед) начался в 04:40 утра. Вход в гавань охранял датский форт Миддельгрун, который осветил немцев прожектором, однако обстрелять не смог – замки орудий не открывались из-за замерзшей смазки.
Немецкие пехотинцы высадились в городе и немедленно захватили здание генерального штаба, радиостанцию, телефон и телеграф. В плен были взяты начальник датского генштаба, министр внутренних дел и британский торговый атташе. Охрана дворца сумела остановить немцев, однако полк королевской гвардии оказался блокированным в своих казармах.
Во дворце король Дании и совет министров обсуждали сложившуюся ситуацию, главнокомандующий датской армией предлагал оказать сопротивление немцам, но после того, как в 7 часов королю был передан ультиматум, требовавший прекратить сопротивление, и угрожавший в противном случае авиаударом по городам Дании, Христиан Х отдал приказ о капитуляции. В 07:25 поступил приказ армии сложить оружие. В 9 часов утра датская государственная радиостанция Калунборга передала обращение короля Христиана, в котором звучал призыв не оказывать сопротивления и сохранять спокойствие. Еще через час началась демобилизация армии.
Датские вооруженные силы успели оказать незначительное сопротивление немцам в городах Тённер, Обенро, Сёгор, Хадерслев – там где находились боеспособные батальоны датской армии. Во всех случаях немцы блокировали сопротивляющиеся группы, и обходили их стороной. Общие потери датских вооруженных сил составили 13 убитых и 23 раненных; немцы потеряли убитыми и ранеными около 20 человек.
Однако владения Дании не ограничивались Ютландией и Зеландом, датский монарх владел рядом стратегически важных островов, на которые немедленно, после капитуляции Дании наложили лапу союзники. 11 апреля 1940 года англичанами были оккупированы Фарерские острова, а в мае 1940 года было принято решение об оккупации Исландии.
Исландия находилась в личной унии с королем Дании, На следующий день, после оккупации Дании 10 апреля 1940 года, исландский парламент (альтинг), заявил, что датский король Христиан X больше не в состоянии исполнять свои конституционные обязанности на территории Исландии, и передал их правительству Исландии, равно как и все прочие обязанности, ранее выполнявшиеся Данией от имени Исландии. Независимость Исландии продлилась ровно месяц, т.к. 10 мая 1940 года она была оккупирована английскими войсками.
Круче всех выступил посол Дании в США Генрик Кауфман. 9 апреля 1941 года, в годовщину германского вторжения в Данию, Кауфманн по собственной инициативе «именем Короля» подписал «Соглашение о защите Гренландии», предоставляя США право защищать датскую Гренландию от германского вторжения. Датское правительство сидящее в Копенгагене, заявило что Кауфман не уполномочен подписывать такие соглашения. Кауфманн проигнорировал протест, заявив, что в связи с тем, что Дания оккупирована враждебной державой, датское правительство неспособно защищать национальные интересы. Правительство обвинило его в государственной измене и уволило с должности. Кауфманн проигнорировал и то, и другое, кроме этого он призвал датских послов по всему миру последовать его действиям. За свои независимые политические действия по отношению к Гренландии Кауфманн получил прозвище «Гренландский король».
На территории Гренландии были расположены базы американских ВВС, используемые для перегона самолетов в Европу. В 1945 году Гренландия была возвращена Дании.
Автор - Алексей Котов. Вторая мировая война, объективный взгляд
#котовкат